+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Сочинение про депортацию Крымских татар 2019 год

Депортация крымских народов — началась в самом начале Великой Отечественной войны. Содержание 1 Депортация немцев 2 Депортация крымских татар … Википедия

Депортация чеченцев — и ингушей массовое переселение чеченского и ингушского народа советской властью, часть общей депортации народов в СССР. После ликвидации Чечено Ингушской АССР с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев… … Википедия

Депортация чеченцев и ингушей — История Чечни … Википедия

Депортация понтийских греков — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. В 1942 … Википедия

ДЕПОРТАЦИЯ — (лат. deportatio вывоз; изгнание) высылка из страны в другое государство, обычно под конвоем, как мера уголовного или административного наказания:ссылка,насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов за пределы государства или… … Энциклопедия юриста

Депортация — (от лат. deportatio изгнание, ссылка) высылка как отдельных лиц, так и целых народов, признанных офиц. властью социально опасными, из мест постоянного проживания. В первые годы Сов. власти большевистская ссылка носила индивидуальный характер… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

7 малоизвестных фактов о депортации крымских татар

Депортация крымскотатарского народа началась 18 мая 1944 года на рассвете. Каждой семье давали 15 минут на сборы. Эти сведения наверняка знает каждый крымский татарин. Сегодня мы подготовили для вас подборку из менее известных фактов о трагедии, постигшей Крым и крымских татар.

  1. «Циклопы» и «каннибалы»

В местах ссылки местное население поначалу недоброжелательно отнеслось к крымским татарам. Местным рассказали, что к ним едут «циклопы» и «каннибалы», а также советовали держаться от переселенцев подальше. Некоторые местные жители и вправду ощупывали головы крымских татар, чтобы проверить, не растут ли на них рога.

  1. Выселили, ограбили и загнали в долги

Крымским татарам в местах ссылки предлагали ссуды в размере 5 тысяч рублей на строительство жилья сроком на 7 лет. Проценты были настолько велики, что многим переселенцам приходилось продавать имущество, чтобы расплатиться с банком.

  1. Запретный язык

После депортации крымскотатарский язык в СССР был под запретом. Из Большой советской энциклопедии (БСЭ) даже изъяли статьи о крымских татарах и всех деятелях этого народа. Лишь в 1957 году в Ташкенте начала издаваться крымскотатарская газета «Ленин байрагъы». Но и в ней слова «Крым» и «крымскотатарский» были запрещены.

  1. Погибшая фауна

Депортация крымских татар отразилась и на природе полуострова. Ушли под землю многие горные родники и одичали сады-чаиры. Были утеряны традиционные сорта овощей, фруктов, винограда. Пострадала и фауна Крыма. После высылки коренного населения на полуострове исчезли две местные породы собак — крымская борзая (крымка) и крымская овчарка. Они вымерли, так как их разведением больше никто не занимался.

  1. Фальшивки на карте

Известно, что нынешние названия большинства населенных пунктов Крыма – ненастоящие. Топонимику полуострова наспех заменили после депортации. Сначала крымскотатарские топонимы просто меняли на русский манер: Топлы стало Тополевкой, Сюйрень — Сиренью и т. д. Затем стали черпать идеи из военного и ботанического справочников. Так появились все эти «танковые», «батальные», «земляничные» и «пшеничные»… Но были и совсем дикие случаи. Члены комиссии по переименованию дали некоторым селам названия в честь… своих родственников. Так появились Митяево (в честь некого оставшегося безвестным Дмитрия, которого все называли Митяем), Марьино (в честь чьей-то сестры) и многие другие названия. Один из чиновников увековечил даже свою няню по имени Лукерья – так появилось на карте Крыма с. Лушино.

  1. Извращенная история

После депортации историю Крыма полностью переписали. Из нее тщательно вымарали все крымскотатарское, оставив разве что упоминания о «набегах» Крымского ханства.

О том, какой теперь должна быть крымская история, советским ученым рассказал академик Б. Рыбаков. В 1952 году он написал работу под названием «Об ошибках в изучении истории Крыма и о задачах дальнейших исследований». Согласно установкам Рыбакова, все народы, оставившие свой след в истории полуострова, стали оцениваться со знаком плюс или минус. Роль древних греков и скифов, например, историки теперь всячески возвеличивали и оценивали позитивно, а роль крымских татар – напротив, принижали и даже приписывали им всяческий негатив. Такой подход к истории Крыма, к сожалению, доминирует и по сей день.

  1. Извинение спустя десятилетия

В 1944 году одним из руководителей операции по депортации крымских татар был командующий внутренними войсками НКВД СССР Иван Шередега. Спустя 72 года его внук, известный журналист и медиа-менеджер Василий Гатов извинился перед крымскими татарами. Он опубликовал в Facebook пост, в котором охарактеризовал депортацию как преступление, совершенное «с особым цинизмом, в составе организованной группы, с целями, полностью попадающими под уголовные статусы Международного Суда». «И до тех пор, пока он (суд) − в той или иной форме − не состоится, каждый раз в мае любой разумный и трезвый человек должен будет повторять одни и те же слова: «Простите, если можете».

Депортация крымских татар

Введение

Депортация крымских татар — выселение крымскотатарского населения Крымской АССР, проведённое Народным комиссариатом внутренних дел СССР 18 — 20 мая 1944 года [1] по решению Государственного комитета обороны. Официально обосновывалась фактами участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии в период Великой Отечественной войны. В 1989 году осуждена Верховным Советом СССР и признана им незаконной и преступной [2] .

1. Обоснование выселения

Несмотря на то, что представители крымскотатарского народа сражались в рядах Красной Армии и принимали участие в партизанском движении [3] , факты сотрудничества большой части крымских татар с оккупантами [4] были официально объявлены причиной их депортации. В Постановлении Государственного Комитета Обороны СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 [5] о выселении крымских татар было указано, что депортация проводится потому, что «в период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступая в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличились своими зверскими расправами по отношению к советским партизанам, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей». 20 тысяч крымских татар (каждый третий призывного возраста) носили форму III Рейха: 10 тысяч служили в вермахте, 10 тысяч были полицейскими. [6] [7]

Крымские татары, воевавших в частях Красной Армии, после демобилизации также были подвергнуты депортации [8] [9] . Известны исключения, когда отдельные офицеры из числа крымских татар не были высланы в места депортации как спецпереселенцы (например, Амед Хан Султан), однако им было запрещено жить в Крыму. Всего за 1945—1946 годы в места депортации было отправлено 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. [10] В 1952 году (после унёсшего много жизней голода 1945 года) только в Узбекистане насчитывалось, по данным НКВД, 6057 участников войны, многие из которых имели высокие правительственные награды [11] .

Несмотря на то, что они не жили в оккупации и не могли участвовать в коллаборационистских формированиях, депортации подверглись и крымские татары, которые эвакуировались из Крыма до занятия его немцами и успели вернуться из эвакуации за апрель-май 1944 года. В частности, были депортированы все проведшие войну в эвакуации крымские татары — руководители и работники Крымского обкома ВКП(б) (во главе с первым секретарём) и Совнаркома КАССР. Это было объяснено тем, что на новом месте нужны руководящие работники (из партии они не были исключены).

2. Депортация

Операция по депортации началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась в 16:00 20 мая Для её проведения были задействованы войска НКВД в количестве более 32 тысяч человек. Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны с конвоируемыми отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев тех, кто сопротивлялся или не мог идти, часто расстреливали [12] [13] на месте. В дороге ссыльных кормили редко и часто солёной пищей, после которой хотелось пить. В некоторых составах ссыльные получили еду в первый и в последний раз на второй неделе пути. [8] Умерших наспех хоронили рядом с железнодорожным полотном или не хоронили вообще [14] [9] [8] .

Из воспоминаний переживших депортацию:

Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей – в окно. [15]
Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили из вагона и оставляли на станции, не давая хоронить. [15]
О медицинском обслуживании и речи не могло быть. Люди пили воду из водоёмов и оттуда запасались впрок. Воду кипятить возможности не было. Люди начали болеть дизентерией, брюшным тифом, малярией, чесоткой, вши одолевали всех. Было жарко, постоянно мучила жажда. Умерших оставляли на разъездах, никто их не хоронил. [15]
Через несколько дней пути из нашего вагона вынесли умерших: старушку и маленького мальчика. Поезд останавливался на маленьких полустанках, чтобы оставить умерших. . Хоронить не давали. [15]
Это интересно:  Как отменить судебный приказ о депортации 2019 год

3. Последствия

3.1. Дальнейшая судьба крымских татар

В отличие от некоторых других депортированных народов, которые вернулись на родину в конце 1950-х годов, крымские татары были лишены этого права формально до 1974 года, фактически же — до 1989. Массовое возвращение народа в Крым началось лишь в конце «перестройки» в 1989 году.

3.2. Последствия для Крыма

В первое время после выселения крымских татар среди оставшегося населения Крыма были распространены панические настроения. Многие боялись, что вскоре депортируют и всех остальных. Особенно усилились эти настроения после депортации в июне 1944 года крымских армян, болгар и греков. Из протокола прошедшего 14 июня 1944 года пленума Крымского обкома ВКП(б)

Много таких разговоров: «Вот татар вывезли и нас будут вывозить». И даже сухари сушат. [18]

Некоторые районы (горы и Южный берег Крыма, населённые до того в основном крымскими татарами) остались практически без населения. По сообщению ответственного организатора ЦК ВКП(б) по Крымской области в ЦК ВКП(б), «после выселения татар, в некоторых районах, особенно южных, населения почти не осталось. В Куйбышевском районе осталось всего населения 672 чел., Алуштинском — 2637, Судакском — 3380, Балаклавском — 2233. Аналогичное положение с населением в Карасубазарском, Бахчисарайском, Ялтинском районах» [19] .

После депортации крымских татар в Крыму двумя указами от 1945 и 1948 годов были переименованы все (за исключением Бахчисарая, Джанкоя, Ишуни, Саки и Судака) населённые пункты, названия которых имели крымскотатарское происхождение (более 80 % от общей численности населённых пунктов Крыма).

Депортация крымских татар: историко-правовой анализ

Освобождались от выселения и женщины, вышедшие замуж за русских:

Донесение на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л.П. Берии [26]

1 августа 1944 г.

При переселении из Крыма имели место случаи выселения женщин по национальности татарок, армянок, гречанок и болгарок, мужья которых являются по национальности русскими и оставлены на жительство в Крыму или находятся в Красной Армии.

Считаем целесообразным таких женщин, при отсутствии на них компрометирующих данных, из спецпоселения освободить.

Просим Вашего указания.

В заключение дадим еще одну цитату:

«Причерноморских греков выселили, а приазовских — оставили. Депортировали армян из Крыма, но Республику Армения не ликвидировали же. Собственно антитатарской, антиармянской, антигреческой пропаганды не велось, как это делали фашисты с их расовой теорией и их пособники-этнократы. Сталинский режим исходил из собственных представлений о национальной безопасности и геостратегических интересах страны» [27].

Добавим, что исходя из этих представлений, «Сталинский режим» сумел выиграть войну с сильнейшим противником, отстоять независимость и территориальную целостность нашей страны.

3. Депортация: Юридический аспект

Право на родину — право каждого человека. При его нарушении автоматически нарушаются и иные права: право на самоопределение, на свободу и личную неприкосновенность (29), на развитие национальной культуры и т.д. Право на родину, к сожалению, не включено ни в одну международную Конвенцию.

3.А Советские законы и международное право

Депортация крымских татар осуществлена на основе постановления Государственного комитета обороны от 8 мая 1944 г. Это постановление не отменялось. Наоборот, произошло его узаконение. Президиум Верховного Совета РСФСР принял 25 июня 1946 г. Закон «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область».

Крымско-татарский народ всякий раз предпринимал попытки добиться разрешения на возвращение в Крым и получение там автономии. Депортированным было отказано в возвращении потому, что «крымская область заселена в порядке планового заселения». Считалось, что «наилучшим» будет создание автономии для крымских татар на территории Узбекской ССР, потому что «экономические условия республики являются наиболее близкими условиями их прежнего места жительства»(2).

Затем последовало еще более убийственное для крымских татар распоряжение о непредставлении татарам, ранее проживавшим в Крыму Крымской автономии, потому что они составляли 20% населения. Автономия была многонациональной, а сейчас она — крымская область и заселена. Татары могут поселиться на территории Татарской ССР(3.).

Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 28 апреля 1956 г. снимает крымских татар и некоторые другие народности с учета спецпоселения и освобождает из-под административного надзора органов МВД, но вместе с тем оставляет в силе предыдущие геноцидные законы и даже специально оговаривает, что нельзя ни конфискованное имущество получить, ни возвратиться в места, из которых выселен.

Наконец, Указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» от 5 сентября 1967 г. окончательно закрепляет совершенный геноцид, отнимая у крымских татар право, считать себя нацией (5). Под прикрытием красивых слов о снятии огульных обвинений и предоставлении прав всех граждан СССР, Указ лишает народ его исконной территории, (запрет возвращаться в Крым не отменен, и именно этим руководствуются местные власти в Крыму, когда решается вопрос о прописке крымских татар), языка и культуры, оставляет его в рассеянии по многим советским республикам, явно рассчитывая на то, что ассимиляция довершит уничтожение нации, начатое депортацией 18 мая 1944 г.

Таким образом, Советский Союз, вопреки принятой им Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него, продолжил геноцид в отношении крымских татар, опираясь на ранее изданные законы, обеспечивающие ему осуществление геноцида.

Советские законы и практика в отношении крымских татар находятся также в противоречии с вступившей в силу для СССР еще 4 января 1969 г. Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ее анализ далее).

Указанные советские законы находятся и в противоречии с Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В разделе VIII «Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях», сказано:

«Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».

Крымские татары были насильственно удалены со своей территории и подверглись геноциду. Кто, кроме них, имел право решать их судьбу, после того как геноцид был осужден правящей партией?! Несмотря на это, судьба их по-прежнему решается на основе произвола, допущенного в конце войны. Применяемые к ним советские законы находятся в полном противоречии с принятыми СССР международными обязательствами. А между тем, советское правительство, подписывая Заключительный акт, обязалось:

«При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе».

И если советское правительство желает выполнять добровольно принятые на себя обязательства, оно обязано помочь всем желающим крымским татарам вернуться в места, откуда они выселены 18 мая 1944 г., а затем предоставить им возможность «в условиях полной свободы определять, как и когда они пожелают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».

3.Б Более детально о нарушенных нормативно-правовых актах

По состоянию на 18 мая 1944 г. документов, перечисленных ниже, не существовало, поэтому юридический анализ крымско-татарской проблемы представлялся невозможным. Да и все документы по ней были засекречены. Но теперь, когда появились акты международного права, о которых речь пойдет далее, изучать проблему крымско-татарского народа с юридической точки зрения можно и, я считаю, нужно.

Правомерна ли депортация крымских татар? На этот вопрос можно ответить, проанализировав следующие акты международного «жесткого» права:

1. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (29).

2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах(30).

3. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой

4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него(32Р.

5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, или этническим, религиозным и языковым меньшинствам(33).

6. IV Женевская Конвенция 1949 г. (34).

7. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (35).

Рассмотрим некоторые приведенные документы более детально:

Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Провозглашенное в нем право на самоопределение неосуществимо в местах уничтожения населения. В пакте также провозглашено право на жизнь как неотъемлемое (всякое перемещение населения, несомненно, нарушает его).

Согласно статье 23 «Семья является естественной и основной ячейкой общества, и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (как мы помним, при подготовке к депортации крымско-татарские семьи разбивались).

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Она не запрещает перемещение населения.

Согласно статье 2 «Геноцид — действия с целью полного или частичного уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой:

A: Убийство членов такой группы;

B: Причинение серьезных телесных повреждений, или умственного расстройства членов такой группы;

C: Предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее уничтожение;

D: Меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

E: Насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».

Перемещение населения прямо нарушает пункт A вышеуказанной статьи: в дороге от голода и болезней (как мы помним, в вагонах для скота находились только женщины дети и немощные старики) погибло около 46% крымских татар. По пункту A данной статьи также можно квалифицировать события на Арабатской стрелке (забытых в ходе депортации крымских татар погрузили на баржу и утопили в Азовском море); насильственное лишение членов этнической группы родины, своих домов и связи с землей, где родились они и их предки, несомненно, ведет к телесным повреждениям и психологическим травмам потерпевших, чем нарушает пункт B анализируемой статьи.

Это интересно:  Депортация туристов из китая 2019 год

Нарушения пункта C данной статьи также имеют место: депортированный крымско-татарский народ содержался в условиях рабства. Крымским татарам было официально запрещено покидать территорию своего проживания (спецпоселения). Отсутствие медикаментов, погодные условия и голод забирали все новые жизни.

Примером нарушения пункта E анализируемой статьи может стать передача крымско-татарских детей-сирот в русские детские дома, где этим детям зачастую давались русские имена и фамилии, что затрудняло им в последствии доказать свою этническую принадлежность.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ее преамбуле содержится широкий перечень прав и свобод, признавать уважать и выполнять которые должны все народы и государства:

А. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (статья 3);

Б. Гарантии равенства и равной защиты (статьи 1, 7, 8,10);

В. Право свободно передвигаться и выбирать место жительства в национальных пределах и право возвращаться в любую страну (статья 13).

Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Она запрещает различия, ограничения или предпочтения по расовому, национальному и родовому признакам, цвету кожи, этническому происхождению с целью препятствия осуществления на равных началах основных прав и свобод человека и обязывает государства-участники бороться с дискриминацией (как мы помним, крымских татар для выселения отбирали по национальному признаку).

Специальный докладчик Шаукат Аль-Хасауна объявил вне закона дискриминацию, что запрещает перемещения населения, направленные на такие специфические виды как национальные меньшинства и коренные народы. Перемещение населения с карательной целью (пытки, унижающее достоинство, наказания) незаконно (36. С 126).

Комиссия по международному праву (КМП) в 1991 гг. утвердила проект Кодекса «О преступлениях против мира и безопасности человечества»

По статье 21 проекта Кодекса «Депортация, или принудительное перемещение населения — систематическое и массовое нарушение прав человека (термин, заменяющий «Преступление против человечества»), за которое преступники несут индивидуальную уголовную ответственность». (36. С 126)

«Депортация — высылка с национальной территории» (36. С 127).

В 1992 гг. в Бишкеке подписано «Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов». Оно состоит из двенадцати статей. В нем осуждалось перемещение населения: «оно изначально противоправно».

Этот документ предусматривает:

1. Обеспечение сторонами (государствами, подписавшими данное соглашение) возвращающимся лицам равенство в политических, социальных и культурных правах наравне с местным населением, развитие их культуры. Недопущение ущемления интересов местного населения «при реализации настоящего соглашения»;

2 Вопросы о гражданстве лиц, переселяющихся на условиях данного соглашения, решают стороны согласно их национальному законодательству, положениям договоров между ними и нормам международного права;

3. Создание сторонами для лиц, упомянутых в первой статье, «условий беспрепятственного добровольного перемещения» с территории одной стороны на территорию другой стороны через территорию третьих сторон;

4. Беспрепятственный и беспошлинный въезд депортированных лиц и ввоз имущества, принадлежащего им на праве собственности. Содействие в перевозке данного имущества и в оформлении документов на оставляемую недвижимость;

5. Гарантия пенсионного обеспечения возвращающихся лиц за счет средств, аккумулируемых национальными фондами сторон;

6. Гарантия перевода денежных вкладов без обложения налогами, сборами и пошлинами;

7. Содействие принимающей стороны возвращающимся лицам в получении кредитов на строительство, приобретение или обустройство жилья;

8. Освобождение этих лиц «от уплаты подоходных налогов на период обустройства»;

9. Бесплатное предоставление сторонами данным лицам социальных документов (документов ЗАГС, об образовании и т.п.). Предоставление сторонами друг другу архивных документов, подтверждающие данные о переселяющихся лицах;

10. Взаимопомощь сторон при реализации данного соглашения;

11. Недопущение препятствия положениями данного соглашения сторонам заключать международные соглашения, подтверждающие, дополняющие или расширяющие положения данного;

12. Возможность присоединения к данному соглашению с согласия сторон других государств «разделяющих его цели и принципы». Данное соглашение подписано сроком на десять лет и вступает в силу с момента подписания или ратификации.

Среди государств, подписавших этот документ, есть и Украина (37. С 4 — 6).

3.В Ответственность государств за перемещение населения

Первой обязанностью государства-правонарушителя, если противоправное деяние носит постоянный характер, является прекращение данного нарушения (37. С 59). Но выполнение этой обязанности не освобождает государство-правонарушителя от ответственности. Жертвами нарушений могут выдвигаться требования по возмещению ущерба, что и является ответственность государства-нарушителя.

«Одним из принципов международного права является то, что нарушение взятого на себя обязательства накладывает обязательство о предоставлении возмещения в надлежащей форме»(37. С 59).

Существуют следующие формы возмещения:

4. Заверение о гарантии неповторения.

Государство-нарушитель не может ссылаться на свое внутреннее законодательство с целью уклонения от возмещения(37. С 60).

Реституция в натуре. Она обладает первенством по отношению к компенсации, ибо последняя осуществляется при невозможности реституции.

Реституция в натуре — восстановление первоначального положения, имевшего место до совершения преступления; компенсация же — возмещение ущерба эквивалентом. Реституцию получить сложнее, чем компенсацию. Стороны, настаивающие на получение реституции в натуре, в виду ее невозможности «соглашаются» на компенсацию. Но ни одна компенсация не изменит того, что высылка — это «полное лишение родины, отторжение того, что составляет сердцевину важнейших элементов, образующих нашу личную и коллективную самобытность»(37. С 61).

Реституция в натуре невозможна, «благодаря» следующим исключениям;

А. Материальная невозможность. Она имеет место в случае гибели субъекта (его репатриация невозможна) или уничтожения объекта реституции (тогда невозможна сама реституция). В первом случае родственники погибшего имеют право на репатриацию. Но здесь возникает вопрос о сроке действительности этого права. Также материальная невозможность может возникнуть в результате изменения демографического баланса населения в государстве, откуда был выселен народ.

Необходимо помнить то, что осуществление права на реституцию в натуре может нарушить права людей (например, их право на родину), не имеющих непосредственного отношения к выселению коренного народа.

Б. Реституция в натуре не должна стать причиной войны возвращающихся лиц и местных жителей, занимающих их дома.

В. «Признак чрезмерности бремени». В его основе заложены соображения справедливости. При перемещении населения, что по существу является геноцидом, несправедливо рассматривать перемещение населения чрезмерным и соглашаться на компенсацию.

Г. «Крайне исключительные ситуации». Это исключение больше касается прошлого, чем настоящего. Согласно этому, реституция в натуре не является обязательной для государства-правонарушителя в случае создания ею угрозы экономической независимости и политической стабильности(36. С 63).

Компенсация. Как средство правовой защиты она является более распространенной, чем реституция в натуре. Ее коренное отличие от реституции в том, что она является возмещением ущерба эквивалентом.

В статье 6 Европейской Конвенции по правам человека содержится неясная формулировка правовой защиты, гласящая, что суд «в случае необходимости принимает решение о справедливом удовлетворении пострадавшей стороны при условии, что внутреннее право государства-ответчика предусматривает только частичное возмещение за все последствия противоправного деяния, в отношении которых подана жалоба, и факт существования которых подтвержден».

Сатисфакция. Она — форма правовой защиты, затрагивающая юрисдикцию государства-правонарушителя, хотя вид ответственности не является уголовным. Сатисфакция может принимать следующие формы:

Б. Номинально-символическое возмещение;

В. Возмещение, отражающее тяжесть совершенного нарушения;

Г. Применение к виновным мер дисциплинарной ответственности или наказания (в случаях преступлений, совершенных должностными лицами).

Положительным фактом являются дисциплинарные меры против должностных лиц, совершивших преступление, потому что это обеспечивает защиту прав человека от нарушений.

Заверение и гарантии неповторения (37. С 68). Эта форма правовой защиты предусматривает возможность требования от государства-правонарушителя определенного поведения: принятие или отмена конкретных законодательных положений с целью предотвращения повторения правонарушения в будущем.

3.Г Проблема крымских татар в постсоветское время

Можно ли квалифицировать действия Советской власти в отношении крымско-татарского народа как геноцид? После детального анализа статьи 2 Конвенции о геноциде можно и нужно. Ведь действия представителей Советской власти охватываются четырьмя из пяти пунктов данной статьи.

Можно смело сказать, что геноцид крымских татар не прекращается и в наше время.

В 1989 г. депортация крымских татар была признана незаконной. Люди стали возвращаться в Крым самостоятельно, что свидетельствует о нежелании властей оказывать им в этом помощь. Приехавшие в Крым крымско-татарские семьи столкнулись с новыми трудностями: местные власти, избранные русскими и украинскими переселенцами, появившимися в Крыму после депортации крымских татар, не прописывали возвращавшихся репатриантов. Это позволяло властям «преследовать нелегалов».

Не имея прописки и права приобрести недвижимость, крымские татары стали занимать пустующие участки для строительства домов.

Все это происходит из-за пробелов в украинском законодательстве (детальнее об этом далее).

Нужно сказать, что Украина также участвовала и продолжает принимать участие в расовой дискриминации крымских татар. Все дело в том, что в 1954 г. Крым был передан под ее юрисдикцию. С этого момента украинское государство пользовалось всеми экономическими благами от владения Крымом: земельными участками крымских татар, их домами, продовольственными запасами, крупным рогатым скотом и т.д. все это было предано русским и украинским переселенцам.

Сумма компенсации крымским татарам составляет 400 млрд. долларов США. Но в украинском законодательстве отсутствуют механизм реституции права на незаконно конфискованное имущество и компенсации за причиненный ущерб.

С 1954 г. доходы от эксплуатации незаконно конфискованного крымско-татарского имущества шли в казну Украины. Немалая часть русских и украинских переселенцев, прибывших в Крым после 1944 г., по настоящее время проживает в крымско-татарских домах.

Это интересно:  Депортация немцев поволжья в 1941 году 2019 год

Культурное умерщвление крымских татар также имело место и выражалось в частности в переименовании населенных пунктов (около 90%).

Украина препятствовала возвращению крымских татар с 1954 г. до провозглашения Верховным Советом ССР Декларации «О признании репрессивных актов против народов, подвергшихся переселению, незаконными и криминальными и об обеспечении их прав».

Хотя, начиная с 90-х годов, не было физического уничтожения крымско-татарского народа, украинское государство истребляет его, не признавая права репатриантов, пассивно относясь к их проблемам, затягивая политические решения по их вопросам и ассимиляции.

3.Д Пробелы украинского и нарушение международного законодательства

Причиной проблем у крымских татар при получении жилья, невозможности завершить строительство домов, дискриминации при трудоустройстве и т.д. стало отсутствие средств их правовой защиты. В украинском законодательстве нет механизма реституции прав ранее депортированных лиц. Из этого следует невозможность возврата конфискованной собственности репатриантам или выплаты им справедливой компенсации. Поэтому крымские татары были вынуждены занимать пустующие участки, которые в последствии, несмотря на препятствия местных властей, закреплялись за ними.

Многие репатрианты не имели возможности получить землю т.к. не являлись членами коллективных хозяйств, что в соответствии с ЗКУ обязательно при получении земельного пая.

Законодательный путь восстановления прав крымских татар стал невозможен из-за принятия в 1998 г. Конституции АРК без участия и вопреки протестам крымских татар. Закон «О национальных меньшинствах в Украине» обеспечивает лишь некоторые культурные и языковые права. Политические, экономические и социальные права он не регулирует.

Статус крымских татар, должен быть признан в соответствии с международным «мягким» правом: «Крымские татары — коренной народ и естественный собственник земли в Крыму». (38. С 25)

ООН охарактеризовала народ так:

А. Термин «народ» это социальное образование, обладающее индивидуальными особенностями и характеристиками;

B. Подразумевается связь с территорией даже, если данный народ был неправомерно вытеснен, и территория была искусственно заселена другим населением;

C. Народ не следует путать с этническими, религиозными и языковыми меньшинствами, чье существование и права признаются в статье 27 Международного Пакта «О гражданских и политических правах»(38. С 26).

В феврале 1990 г. в Париже эксперты ЮНЕСКО дали такое определение термину «народ»: «Народ, рассматриваемый как народ, обладающий правами в соответствии с международным правом, включая право на самоопределение, должен соответствовать следующим характеристикам:

A. Общая историческая традиция;

B. Расовая или этническая особенность;

C. Культурное единообразие;

D. Языковое единство;

E. Общая экономическая жизнь (38. С 26).

Крымско-татарский народ в своей характеристике имеет все, кроме последнего пункта вышеуказанного определения. Разрушению общей экономической жизни способствовала депортация и репатриация крымских татар.

Из-за того, что статус крымских татар не определен украинским законодательством, они ошибочно приравниваются к диаспорам других народов, проживающих в Украине и имеющих свою историческую родину за пределами Украины ().

Когда-то давно у крымских татар была своя государственность — Крымское ханство. На данный момент его не существует, а территория находится под юрисдикцией Украины. Именно поэтому крымские татары не имеют своих государственных институтов для заявления о себе на международном уровне. Однако, они сохранили свои культурные признаки (язык, традиции…), и теперь восстанавливают при активном противостоянии местных властей такие наиважнейшие социальные и культурные институты как Курултай (национальный конгресс) и Меджлис крымско-татарского народа (национальное собрание).

Муфтият мусульман Крыма основан в 1991 г. Он объединяет более трехсот региональных мусульманских общин. Основная его проблема — препятствование местных властей вернуть себе ранее конфискованные здания(38. С 29).

Украинское государство отрицает восстановление прав крымско-татарского народа в соответствии с международными правами человека (2/11996/17 приложение).

В пункте 2 статьи 1 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах сказано: «Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды и из международного права. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования»(29).

То же самое указанно в статье 2 пункте 1 Международного Пакта о гражданских и политических правах. В разработке и ратификации этих документов Украина принимала участие как основатель и член ООН. Согласно Конституции Украины данный документ является частью ее законодательства.

Г-жа Эрика-Ирен А. Даес — специальный докладчик — в своем окончательном рабочем докладе «Коренные народы и связь с родиной» 11 июня 2001 г. дала следующие «Рекомендации»: принять подобное законодательство в странах, не имеющих его; оно должно разрабатываться при добровольном согласии и участии заинтересованных коренных народов, которые не должны быть лишены права на землю и природные ресурсы, что есть у других групп и частных лиц в стране….

В этом докладе также говорилось том, что правительства стран должны отказаться от доктрин, согласно которым земля может быть отнята у коренного народа незаконным способом и передана государству или третьим лицам без выплаты справедливой компенсации коренному народу. Говорилось и о том, что права и защита собственности не должны быть устранены на основании принадлежности права собственности сообществу или индивидуальному лицу.

Применительно к крымско-татарскому народу все, о чем говорилось ранее, нарушалось и нарушается.

В своем докладе «Коренные народы» в 2004 г. Эрика-Ирен А. Даес отметила, что законы и политика, противоречащие правам и интересам коренных народов в отношении их земельных ресурсов — признаки колониализма, от которых нужно избавляться (Док ООН E/CN.4/Sub.2/2004/30, 13 июля 2004, п. п.53-77).

Законодательство, что перечислено ниже, дает право лицу, чье имущество отчуждено незаконно, добиваться реституции: Конституция Украины, ГКУ, ГПКУ, ЖКУ, Закон Украины «О собственности», все это может стать основой для создания законодательства, предусматривающего реализацию и восстановление права на моральный и имущественный ущерб депортированным. Но украинское правительство не делает этого.

Практика реализации Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий» свидетельствует о том, что ни один крымский татарин, обратившийся в республиканскую комиссию жертв политических репрессий, не получил обратно свою собственность, хотя по данному закону должен был(38. С 43).

Л. Ефименко — заместитель министра юстиции Украины в 1998 г. заявил, что Украина выполнила все свои обязательства в отношении возвращения собственности ранее депортированным лицам, бывшим жертвам политических репрессий. Компенсация выплачена, лица — реабилитированы, несправедливые приговоры — пересмотрены (пресс-релиз ООН, NR/CERD/98/14, от 10 марта 1998).

Украина в отношении репатриантов старается минимизировать свою ответственность, замалчивая жестокую реальность и применяя меры декоративного характера. Для возвращения конфискованной собственности крымским татарам (формально) не требуется специального закона. Правовые механизмы, необходимые для этого, есть в ГКУ(38. С 43).

Специальный докладчик по перемещению населения подкомиссии по предотвращению и защите меньшинств Шаукат Аль-Хасауна отметил, что возвращающиеся крымские татары сталкиваются с фактами занятия их домов и земли другими иммигрантами, которые, однако, не создают невозможность реституции (Док ООН E/CN.4/Sub.2/1994/18,96).

Украина в этой ситуации нарушает пункт 1 статьи 1 Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, ущемляя в правах крымских татар в пользу русских и украинцев. Украинское государство проводит различия между крымско-татарской и другими национальностями. Отдается предпочтение лицам не крымско-татарской национальности при решении земельных вопросов.

Украина нарушает статьи 2, 6-8, 17, 25, 28 Всеобщей декларации прав человека. Автоматически нарушаются статьи 2, 3 Международного Пакта о гражданских и политических правах и статья 5 Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (38. С 45).

Подводя небольшой итог, можно сказать, что в Крыму одна расовая группа доминирует над другой. Этот режим сохраняется(38. С 47).

В статье 2 пункте B Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него сказано:

«Преступление апартеид — намеренное лишение расовой группы или групп нормальных жилищных условий, рассчитывая на полное или частичное уничтожение ее».

В пункте D данной статьи говорится: «Любые меры, включая законодательные меры, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовым группам или группе, или ее членам»(38. С 47).

Украинское государство нарушает данную статью путем непризнания прав репатриантов на собственность.

крымский татарин депортация

Украина получила конфискованную у крымских татар собственность в 1954 г. Затем она организовала приватизацию собственности для русских и украинцев.

14 ноября 1989 г. Верховный Совет ССР принял Декларацию о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и об обеспечении их прав. Правовые последствия принятия данного акта:

1. Согласно внутреннему украинскому праву, данная декларация является действующей для Украины как правопреемника СССР.

2. Согласно названию и содержанию данной декларации, все предыдущие акты СССР, дискриминирующие и уничтожающие гражданские права депортированных лиц, признаются юридически ничтожными.

С точки зрения международного права Украина:

1. Один из основателей ООН и авторов международных инструментов по правам человека.

2. Эти инструменты были в полном объеме ратифицированы ею.

3. Украина признает себя правопреемником СССР и УССР.

4. Украина настаивает, что передача Крыма РСФСР УССР в 1954 г. у была абсолютно законна. Следовательно, современная независимая Украина — полноправная владелица Крыма.

Статья написана по материалам сайтов: www.crimeantatars.club, wreferat.baza-referat.ru, xreferat.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector