+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Международно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 2020 год

4. Беженцы и вынужденные переселенцы в международном праве

Согласно ст. 1 Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года, беженец — это лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследований; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Практика предоставления убежища лицам, спасающимся бегством от преследования в других странах, является одним из самых ранних достижений цивилизации. Первые упоминания об этом встречаются в текстах, составленных 3,5 тысячи лет назад в период расцвета великих империй на Ближнем Востоке (хетты, вавилоняне, ассирийцы и древние египтяне).

В Средние века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквях. Однако оно распространялось только на уголовных преступников или тех лиц, которые подозревались в совершении преступлений.

Впоследствии появилось понятие политического убежища, которым пользовались диссиденты и революционеры.

После развала Оттоманской империи и разгрома Русской Белой Армии Красной Армией, Западную Европу заполонили беженцы из Турции и России. В 1922 году Лига Наций принимает первое Соглашение (Соглашение о выдаче удостоверений личности русским беженцам (5 июля 1922), Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам (12 мая 1926), Соглашение о правовом статусе русских и армянских беженцев (30 июня 1928), Соглашение о распространении мер, принятых в отношении русских и армянских беженцев, на другие категории беженцев (30 июня 1928)) о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьофа Нансена). Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии (Предварительное Соглашение о статусе беженцев из Германии (4 июля 1936)).

С 1 июля 1947 года начала свою работу Международная Организация по Делам Беженцев (IRO) ООН. Международная Организация по Делам Беженцев продолжила деятельность Администрации ООН по оказанию помощи беженцам и перемещенным лицам, остававшимся в лагерях, и занималась их размещением и медицинским обслуживанием.

В 1951 году Международная Организация по Делам Беженцев была преобразована в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Само Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) было учреждено в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. В его функции входят обеспечение международной защиты беженцев и поиск окончательного или долгосрочного решения их проблем посредством добровольной репатриации или ассимиляции в других государствах.

В 1958 году Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) был создан Исполнительный комитет фонда помощи беженцам ООН (Россия является одним из пятидесяти членов). В функции ЭКОСОС входит надзор за осуществлением программ помощи, которые финансировал фонд.

Помощью беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также занимаются Международная организация по миграции (МОМ), Международная организация труда (МОТ), Международный Комитет Красного Креста и другие правительственные и не правительственные организации.

Современный институт беженцев содержит две категории:

— «мандатные» беженцы – это категория беженцев, входящая в компетенцию УВКБ ООН и рассматриваемая в качестве беженцев в соответствии с Уставом этой организации;

— «конвенционные» беженцы пользуются правами и льготами, предоставляемыми государством убежища в соответствии с Конвенцией 1951 года и Протоколом 1967 года.

Конвенция о статусе беженцев 1951 года (вступила в силу 22 апреля 1954 г.) — международный договор, разработанный одновременно с созданием УВКБ ООН. Это основное универсальное соглашение между государствами по проблеме беженцев. Конвенция определяет правовой статус беженца, решает вопросы социального и медицинского обеспечения и ряд других. Конвенцией закреплен принцип невысылки, в соответствии с которым любое лицо, ищущее убежище, не может быть насильно возвращено в государство, где может подвергнуться преследованиям. Одним из основных положений в Конвенции 1951 года является то, что государства-участники будут «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев». В развитие этого положения Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 года предусмотрено, что обычным условием приема в гражданство является ценз оседлости в пять лет всего или три года перед обращением с ходатайством, а для беженцев существуют льготы — эти фоки сокращены вдвое (ст. 19).

В 1967 году вступил в силу Протокол, касающийся статуса беженцев и отменявший ограничение действия Конвенция о статусе беженцев 1951 года во времени и пространстве. Конвенция стала носить универсальный характер. Россия присоединилась к Конвенции и Протоколу 2 февраля 1993 года.

После присоединения к Конвенции 1951 г. в России в 1993 г. были приняты Федеральные законы Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Беженцам предоставлен национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев, им оказывается содействие в приобретении гражданства Российской Федерации. В Законе «О беженцах» подчеркивается, что он издан в соответствии с общепризнанными нормами международного права; в случае расхождения международного договора и Закона применяются правила договора, за исключением тех случаев, когда это может привести к ограничению прав беженцев по закону.

Также можно отметить, что существуют иные международные договоры по проблеме беженцев регионального характера (например, Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке 1969 года, Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года, Соглашение об учреждении Бюро регионального представителя Верховного комиссара ООН 1992 года).

Особую категорию беженцев составляют палестинские беженцы. Более 3,5 млн. палестинцев после арабо-израильской войны 1948 года оказались за пределами Палестины. Конкретно для решения их проблем ООН учредила Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Таким образом, палестинские беженцы не подпадают под действие мандата УВКБ ООН, Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протокола к ней.

В международных отношениях вынужденный переселенец имеет статус аналогичный беженцу, но все же с некоторыми отличиями. В Соглашении СНГ 1993 года о помощи беженцам и вынужденным переселенцам порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Пунктами 2-4 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» расширен круг лиц, которые могут быть признаны вынужденными переселенцами, в том числе иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, граждане бывшего СССР.

Для получения любого из этих статусов (беженца или вынужденного переселенца) необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом — в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля).

С 2001 года мировой общественностью 20 июня отмечается Всемирный день беженцев.

3. Правовой статус иностранцев, беженцев, вынужденных переселенцев

Правовой статус иностранцев сводится к трем режимам: 1) национальный, который уравнивает иностранца в правах с собственными гражданами; 2) наибольшего благоприятствования, который предоставляет иностранцам те же права, что и гражданам третьей государства; 3) специальный, который отличается значительной жесткостью по сравнению с двумя первыми.

В РФ правовой статус иностранцев определен ее Конституцией, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 21 июня 2002 г., иными нормативными правовыми актами. По своей сути, режим иностранцев в РФ является национальным режимом.

Беженцы – это лица, которые вынуждены срочно покинуть места своего постоянного проживания на территории государства вследствие угрозы их жизни. В 1949 г. было создано Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В РФ действует Закон «О беженцах» 1993 г.

Это интересно:  Регистрация граждан рф в гостинице уведомление ФМС 2020 год

Вынужденные переселенцы – это новая категория населения, которая появилась после распада СССР. Это граждане РФ, покинувшие места своего местожительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвернуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

В России действует закон «О вынужденных переселенцах» 1993 г., который определяет порядок обращения с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, а также правовой статус вынужденного переселенца в целом.

4. Право убежища

Право убежища – это право каждого человека искать убежища от преследования по политическим мотивам в своей собственной или в любой другой стране и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на территории такому лицу. Право убежища закреплено в международно-правовых документах, в том числе в международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

В Российской Федерации право политического убежища закреплено ст. 63 Конституции страны. Действует также Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746, которым утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

К сожалению, ряд государств предоставляют политическое убежище лицам, которые преследуются в своем государстве за уголовные преступления, что противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, в 2003 г. Великобритания предоставила политическое убежище А. Закаеву, который обвиняется правоохранительными органами России в совершении тяжких преступлений, в том числе террористических актов. Кроме того, в том же 2003 г. Великобритания предоставила политическое убежище Б. А. Березовскому, которого прокуратура РФ также обвиняет в совершении уголовного деяния.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Ныне действующая в России Конституция разрабатывалась и утверждалась в год, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего Советского Союза. Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался. Литвинова Г. И., Михалева Н А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Государство и право. 1992. № 4.-С. 31.

Несмотря на то, что проблема беженцев имеет общемировой характер и в реальности возникает во многих государствах и в наши дни (например, в бывшей СФРЮ), на территории бывшего СССР она имеет ряд специфических особенностей.

Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев образуют Конституция РФ, федеральные законы: «О беженцах» от 28 июня 1997 г и «О вынужденных переселенцах». Оба закона основаны на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г.

Для раскрытия основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.

В ст. 1 Закона «О беженцах» записано: «Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убежденийhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc29p/instrum5139/item5144.html — _ftn8». Решение Экономического Суда СНГ от 11 сентября 1996 г. N С-1/14-96 О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г.

Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что касается Протокола 1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов. Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М., 2003.-С.412

На содержание правового статуса беженца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом. Ковшиков Е.М. Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденых переселенцев в субъектах Российской Федерации// Гражданин и право. 2000-№9 .-С. 21-22

Говоря о правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус включает в себя следующие права:

  • а) права, характеризующие общий правовой статус человека;
  • б) права, характеризующие правовой статус иностранного гражданина (или лица без гражданства);
  • в) специальные права и специальные гарантии.

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М., 2003.-С. 411

Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.

И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.

Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.

Следует отметить, что лицо не может быть признано вынужденным переселенцем по иным причинам. В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Курганским городским судом по заявлению П. о предоставлении статуса вынужденного переселенца. Так, Курганский городской суд признал правомерным отказ Миграционной службы Курганской области предоставить П. с семьей статус вынужденного переселенца. Суд установил, что П. зарегистрирована на территории России 30 июня 1997 г. и впервые в миграционную службу обратилась 3 марта 1999 г. В судебном заседании она пояснила, что пропустила установленный срок на обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, поскольку работала и пыталась устроиться на новом месте. Кроме того, как указала П. в ходатайстве в Миграционную службу Курганской области и в суде, ее семья была вынуждена выехать из Казахстана из-за отсутствия там работы, из-за болезни детей, а также из-за загрязненной воды. О каких-либо преследованиях, совершенных в отношении нее лично или ее семьи, П. не заявляла. Суд пришел к правильному выводу, что в силу подп.2 и 3 п.1 ст.2 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» заявительница с семьей относится к лицам, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., N 5.-С. 20-29.

Это интересно:  Запрет въезда в лес на автомобиле 2020 год

Наряду с этим следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином данного государства, беженец не является гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым.

Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец — это как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основания. Конституционное право России. Хрестоматия. М.: ЮКЭА., 2003.-С.112

Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев

Беженец — лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Право на имущество, авторские и промышленные права. Социальное обеспечение.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.11.2015
Размер файла 16,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, признаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении:

преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;

тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благоприятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права. беженец социальный политический

Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

Государства — участники Конвенции сотрудничают с ООН в области обеспечения прав беженцев. Верховному комиссару ООН по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по делам беженцев.

В 1993 г. главы государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

В соответствии с Соглашением (ст. 1) беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой страны — участницы Соглашения вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).

Государства выезда обязались:

осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из сторон Соглашения;

обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;

решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся.

Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязательства:

обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;

оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.

содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда.

Создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ оказывает содействие в реализации Соглашения.

Правовой статус вынужденного переселенца и беженца

Понятия «беженец« и «вынужденный переселенец« отличаются друг от друга.

Главное отличие здесь — в гражданстве.

Беженец не является гражданином РФ. Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе 1967 года к ней же.

Беженец — не является гражданином РФ и находится вне страны своей гражданской принадлежности.

Вынужденный переселенец — гражданин РФ, либо иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории России, вынужденный покинуть прежнее место жительства и переселиться в другой субъект РФ.

Также вынужденным переселенцем может быть также признан бывший советский гражданин, постоянно проживавший на территории одной из республик бывшего Союза, который получил статус беженца РФ и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца он был вынужден сменить место проживания и переехать в другой субъект Федерации.

Это интересно:  Как получить статус беженца в израиле 2020 год

Беженцы и вынужденные переселенцы — люди, подвергавшиеся гонениям и враждебному отношению по различным признакам на родине, вынужденные по этой причине покинуть ее в силу обоснованных опасений за свои здоровье и жизнь, а также за здоровье и жизнь близких.

Основные признаки, по которым иностранцы и граждане РФ могут получить статус беженца или переселенца, следующие:

* расовая или национальная принадлежность;

* принадлежность к социальной группе;

Правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца совпадают с точки зрения оснований, предоставления и создания благоприятных условий для их жизни в РФ.

Порядок оформления статуса беженца и порядок оформления статуса вынужденного переселенца аналогичны.

Статус беженца или переселенца может получить как один человек, так и его домочадцы, в случае, если все они были подвергнуты гонениям на родине по перечисленным выше признакам.

Для получения статуса нужно подать ходатайство вместе с определенным набором документов в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Бланк ходатайства выдается в этой же миграционной службе. В случае, когда лицо, желающее стать беженцем, еще находится за границей РФ, ему нужно обращаться в дипломатическое представительство или консульство РФ в государстве пребывания. При отсутствии возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано уполномоченным представителем на основании доверенности.

Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо:

2. Две черно-белые фотографии заявителя и достигших 18-летнего возраста членов семьи, указанных в ходатайстве. Фотографий должны быть размером 3х 4, на матовой бумаге с правым уголком;

3. документ, удостоверяющий личность;

4. документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации (для граждан РФ);

5. свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, пенсионное удостоверение, удостоверение одинокого родителя, удостоверение, выдаваемое многодетной семье, документы, подтверждающие время выбытия с прежнего места жительства и прибытия в Россию (при наличии);

6. основания для ходатайства — документы, свидетельствующие о совершении в отношении заявителя и членов его семьи насилия, преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию и насилию.

Все документы подаются в оригинале.

Если лицо, претендующее на получение статуса беженца или переселенца, еще не оставило свое текущее место жительства, прилагает к ходатайству заверенные копии этих документов.

Оформление пакета документов

Ходатайство заполняется черными или синими чернилами на русском языке, разборчивыми буквами. Степень родства указывается по отношению к лицу, подающему ходатайство. При наличии гражданства или подданства нескольких государств указывается каждое из этих государств.

К ходатайству должны быть приложены черно-белые фотографии заявителя и членов его семьи.

Сведения о родных, не достигших 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, опекуна или либо одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с которыми они прибыли на территорию РФ и которые добровольно взяли на себя ответственность за их воспитание и содержание.

Также, если в семье заявителя родственники, достигшие 18 лет, ходатайство о признании беженцем (вынужденным переселенцем) подается каждым из них.

При подаче ходатайства должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых заносятся в ходатайство.

Заявитель в установленном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке:

1. если заявитель находится вне пределов РФ, ходатайство рассматривается в течение одного месяца;

2. ходатайство, поданное на территории РФ, рассматривается в течение пяти рабочих дней.

При вынесении положительного решения лицу, признанному вынужденным переселенцем (беженцем) в территориальном органе миграционной службы (посольстве, консульстве) под расписку при предъявлении документа, подтверждающего личность, выдается удостоверение вынужденного переселенца (беженца). Сведения о детях, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, опекунов либо родственников, достигших 18 лет.

Отказ в признании человека беженцем или переселенцем может быть вынесено по нескольким основаниям:

* человек умышленно сообщил ложные сведения либо предъявил фальшивые документы, служившие основанием для признания его вынужденным переселенцем;

* человек совершившее тяжкое преступление;

* человек не обратился без уважительных причин в уполномоченные органы с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (беженцем) в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца;

* если человек покинул место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или природных и техногенных катаклизмов.

Продление срока действия статуса беженца (вынужденного переселенца)

В соответствии с федеральным законом РФ «О вынужденных переселенцах», если у вынужденного переселенца (беженца) есть обстоятельства, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса по заявлению продлевается территориальным органом миграционной службы на год.

Для продления срока действия статуса к заявлению о продлении статуса необходимо представить документы:

* удостоверение вынужденного переселенца (беженца);

* справка об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации;

* договора найма (аренды) или поднайма (субаренды) жилья (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении);

* другие документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

Документы подаются не позднее дня истечения срока действия ранее ободренного статуса каждым из переселенцев (беженцев), достигших 18 лет.

Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:

* при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве;

* в случае пропуска без уважительных причин срока обращения с заявлением о продлении статуса.

Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Статус вынужденного переселенца (беженца) утрачивается в случаях:

* прекращения гражданства РФ;

* выезда для постоянного проживания за пределы России;

* истечения срока предоставления статуса вынужденного переселенца (беженца).

Решение о лишении статуса вынужденного переселенца (беженца) принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы в случае уличения переселенца (беженца) в том, что он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил фальшивые документы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Правовое положение арабского населения Палестины после ликвидации британского мандата. Конвенция о статусе беженца, классификация палестинцев как беженцев. Причины отказа западноевропейских государств в предоставлении убежища палестинским беженцам.

реферат [21,0 K], добавлен 22.02.2011

Проблема беженцев в Пакистане и причины трех крупных волн миграции. Социальный состав беженцев и афганская диаспора в Пакистане. Развитие контрабандной торговли среди афганских беженцев. Влияние отъезда беженцев на состояние экономики и бизнес в стране.

реферат [25,7 K], добавлен 02.03.2011

Массовая миграция арабского населения в ходе первой арабо-израильской войны. Бесправное положение арабов Палестины в лагерях беженцев, их право на возвращение и механизм реабилитации. Создание международного комитета, отвечающего за выплату компенсаций.

реферат [51,4 K], добавлен 22.02.2011

Нормы права в международном общении. Международно-правовое обеспечение мира и безопасности как совокупность урегулированных международно-правовых мер. Специфика системы коллективной безопасности. Международно-правовая регламентация процедуры экстрадиции.

контрольная работа [44,0 K], добавлен 09.02.2010

Международно-правовые основы морского права. Классификация, статус и режим использования морских пространств. Анализ международно-правового положения Антарктики. Принципы действия международного морского права в период вооруженных конфликтов на море.

книга [18,8 M], добавлен 24.11.2010

Понятие, сущность и классификация основных источников международного права. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды. Международно-правовые принципы сотрудничества в решении экологических проблем. Международные природоохранные организации.

контрольная работа [39,4 K], добавлен 08.12.2013

Описание исторических аспектов влияния на содержание международно-правовых норм древнего мира, которое оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами. Совокупность и система международно-правовых норм.

реферат [27,7 K], добавлен 02.02.2011

Из истории терроризма. Терроризм как одна из форм организованного насилия. Использование силы в политических целях. Эффект, на который рассчитана террористическая акция. Функции субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Как не стать жертвой теракта.

презентация [7,5 M], добавлен 17.03.2012

Исследование общих тенденций трансформации права международной ответственности в рамках развития международного права. Выявление и описание проблем кодификации института международно-правовой ответственности межправительственных организаций в рамках ООН.

реферат [24,4 K], добавлен 15.08.2012

Виды, формы международно-правовой ответственности государств. Санкции норм международного права, размеры реституции, субституции и репарации. Формы политической ответственности: реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, подавление агрессора.

лекция [33,0 K], добавлен 13.07.2008

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, vuzlit.ru, revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector