+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Миграция трудовых ресурсов в России 2020 год

Происходящие социально-экономические изменения повлекли за собой изменения в миграционных процессах в Российской Федерации. По данным официальной статистики за 10 лет в Россию прибыли 8 млн. человек из стран нового зарубежья и более 0,6 млн. из других государств. Одновременно выбыли из России соответственно 3,8 млн. и 1,2 млн. человек.

До 1994 года происходило постоянное увеличение въезда и одновременное сокращение оттока. 1994-й год стал «пиковым» по количеству иммигрантов из стран СНГ и Балтии и по размеру чистой миграции. Сказались такие факторы как наличие большого миграционного потенциала — относительно лучшая экономическая ситуация в России, а значит возможность получения работы или занятий приносящих доход.

Начиная с 1995 года, иммиграционный поток заметно снижается. Это об утрате Россией явных экономических преимуществ. Эта же тенденция сохранялась и в 1999 году.

Иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии пополняется за счет въезда в поисках заработка трудящихся мигрантов, которые в последующем возвращаются к постоянному месту жительства. Эта форма миграции в условиях развивающихся рыночных отношений, когда цена труда определяется стоимостью рабочей силы и при неразвитом рынке жилья получила большое распространение. Особенно в сфере применения преимущественно физического труда.

В соответствии с официальными данными более половины иностранной рабочей силы (ИРС) используется в строительстве, каждый десятый в сельском и лесном хозяйстве, около 10% в промышленности, более 8% в торговле и общепите. (Здесь уместно заметить, что численность и доля занятых в строительстве российских граждан неуклонно снижалась). Численность иностранной рабочей силы (2001 г.)

Доля от зарегистрированных трудящихся мигрантов, в %

Москва и Московская область

Основными странами, поставляющими в Россию работников являются Украина (30 %), затем Турция, Китай, Югославия, Молдова, КНДР, Вьетнам.

Истинные масштабы трудовой миграции по оценкам специалистов по меньшей мере втрое выше «разрешенной», т.е. имеющей официальное разрешение на занятие трудовой деятельностью. Значит нелегальными остаются минимум две трети трудящихся мигрантов. В существующем правовом поле такая форма миграции пожалуй имеет больше минусов, чем плюсов. Минусы, безусловно, вытекают главным образом из нелегального характера миграции, к ним в первую очередь относятся:

возможность занижения цены труда для коренного населения, т.к. мигранты из стран с более низким уровнем жизни являются и более дешевой рабочей силой;

уход от уплаты налогов;

возможность развития криминального (поскольку нелегально) бизнеса;

нелегальное проживание тормозит развитие цивилизованного рынка жилья;

отток капитала в страну постоянного проживания мигрантов.

При общем снижении миграционной активности населения, сильно изменились региональные предпочтения как внутренних, так и внешних мигрантов. Особенно отчетливо изменилась география внутренних миграционных потоков. Очень различна степень влияния внешней и внутренней миграции на изменение численности населения отдельных регионов.

Положительное или отрицательное миграционное сальдо может складываться под воздействием различных составляющих — внутренней межрегиональной миграции и внешней миграции. За счет их различного сочетания регионы могут испытывать миграционный прирост или убыль населения.

Отмечены пять вариантов сочетаний:

Миграционный прирост за счет положительного сальдо как внешней, так и внутренней миграции;

Миграционный прирост за счет превышения положительного сальдо внешней миграции над отрицательным сальдо внутренней миграции;

Миграционная убыль за счет превышения отрицательного баланса внутренней миграции над положительным балансом внешней миграции;

Миграционная убыль за счет превышения отрицательного баланса внешней миграции над положительным балансом внутренней миграции;

Общая миграционная убыль за счет внешней и внутренней миграции.

Анализ показал, что изменившиеся направления миграционных потоков четко разделили регионы на отдающие и принимающие население. Причем в последнее десятилетие роль каждого изменилась на противоположную. Приток мигрантов идет в центральные и южные регионы страны, а зона оттока расположена на севере и крайнем юге (национальные республики Кавказа и Калмыкия).

Принимающими мигрантов регионами являются самые густонаселенные территории, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. человек). Эта зона располагается от Калининградской области до Западной Сибири и от Карелии до Краснодарского края. В большинстве этих регионов на две трети миграционный прирост обеспечивается внешним положительным балансом и на треть (34%) за счет внутренней межрайонной миграции. Эта группа регионов поглощает все 1,6 млн. человек, которые выезжают из остальных регионов страны и 86% прироста за счет внешней миграции

Второй тип составляют регионы, имеющие положительный миграционный прирост за счет большого внешнего прироста, который перекрывает отрицательный баланс внутренней миграции.

Приобретает постоянное население за счет иммиграции даже сельская местность Российской Федерации. На этой ситуации сказалось то, что в первой половине 90-х годов иммиграция носила ярко выраженный вынужденный характер, а сельские регионы, с точки зрения получения занятия, дающего возможность существовать и наличия свободного жилья имели явные преимущества перед городами.

На территориальное распределение внешних потоков мигрантов большой отпечаток накладывает вынужденный характер миграции в 90-е годы. Фактически под влиянием «выталкивающих» факторов, т.е. по существу в качестве вынужденных мигрантов в Россию за этот период въехала большая часть и чисто «экономических» мигрантов. Это касается в первую очередь иммигрантов из Украины и Казахстана.

Второй тип регионов расположен некомпактно, к нему принадлежит большая часть областей Урала, а также Рязанская, Тамбовская области и республика Мордовия в самом центре России. Эти регионы теряют население в обмене с другими центральными областями, но приобретают за счет восточных территорий. Особенно существенно оттягивает население из этих регионов Москва и столичная область. (Данные официальной статистики по крупнейшим городам, из-за ограничений в прописке-регистрации, не вполне адекватно отражают реальную миграционную ситуацию для них).

Ежегодные потери населения превышали 5% в Магаданской области (с Чукотским АО), на Камчатке (с Корякским АО) — по 2,2%. Конечно, сложившаяся в период экстенсивного экономического роста численность населения на Севере считается относительно избыточной, но отток населения ухудшает его демографическую структуру, т.к. особенно активно выезжают люди трудоспособных возрастов.

В пределах основной «принимающей» зоны выделяются сверхпритягивающие регионы. Таким является Центральный экономический район, получивший за последние 10 лет за счет других регионов страны 416 тыс. человек. Правда при этом 290 тыс. человек пришлось на Москву и столичную область. Также значительной миграционной привлекательностью отличаются Белгородская, Воронежская и Липецкая области, принявшие 134 тыс. человек только из других регионов страны. В Поволжье Волгоградская и Самарская области забирают более 70% положительного миграционного баланса всего экономического района.

Самый мощный миграционный поток пришелся за последнее десятилетие на Краснодарский, Ставропольский края и Ростовскую область. Они приняли 473 тыс. человек из других российских регионов, в т.ч. 177 тыс. человек из национальных республик Северного Кавказа.

Миграция трудовых ресурсов в России.

Экономический прогресс различных государств становится все более зависимым от мировых тенденций и закономерностей общественного развития, активного взаимодействия отдельных национальных экономик друг с другом. Сегодня ни одна страна не может существовать, будучи изолированной от мирового сообщества. Все большее число стран вовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами. В 90-е годы почти две трети стран мира в значительных масштабах направляли своих работников за рубеж или принимали иностранную рабочую силу. Тенденции к расширению внешней трудовой миграции, которые в последние десятилетия достаточно четко проявились во многих странах мира, уже в течение длительного времени наблюдаются и в современной России. Одним из результатов политических и социально- экономических преобразований в Российской Федерации стало превращение ее в центр притяжения трудовых мигрантов не только из бывших союзных республик, но и из стран дальнего зарубежья. К началу проведения реформ в РФ находилось около 100 тыс. трудящихся-мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Трансформация политической и экономической системы, придание российскому обществу определенной степени открытости естественным образом способствовали увеличению притока в страну иностранной рабочей силы. Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России обусловлено целым рядом факторов. С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в Россию можно свести к двум основным — межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Важнейшая черта современной трудовой миграции иностранных граждан — высокая мобильность, преобладание в структуре рабочей силы массовых специальностей. Значительная часть иностранцев занята в работах в строительстве, сельском хозяйстве и т.д.

Россия и международная миграция трудовых ресурсов

3. Россия и международная миграция трудовых ресурсов

3.1 Иностранная иммиграция рабочей силы в Россию

На протяжении большей части XX в. международный рынок труда формировался без участия России. Ситуация кардинально изменилась с распадом СССР. В мировом миграционном круговороте Россия заняла одно из ведущих мест, и это породило ряд проблем. Проблемы эти связаны с масштабами, качественной структурой эмиграционных иммиграционных потоков трудовых ресурсов с территории и на территорию России, формами их движения.

Это интересно:  ФМС архангельск режим работы 2020 год

В целом же к началу XXI в. Россия выдвинулась в тройку ведущих стран — центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992—2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. чел., в Германию — 865 тыс. чел., а в Россию — 609 тыс. чел. Всего официально въехало в РФ за указанные одиннадцать лет 6,7 млн. чел.

По оценкам Федеральной миграционной службы, число граждан других стран, работающих в России в последние годы, быстро увеличивается (Приложение 6). Общая численность иностранных граждан, работавших в России в 2005 году на основании разрешений на право трудовой деятельности, составила 702,5 тысячи человек, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 242,1 тысячи человек (на 52,6%). В эти данные не включаются трудовые мигранты из Белоруссии.

Иностранная рабочая сила поступает на территорию Российской Федерации из 132 стран мира, в том числе из 38 стран Европы, 21 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, 42 стран Азии, 27 стран Африканского континента, 4 стран Океании.

Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств-участников СНГ являются Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. За 2005 год численность рабочей силы, прибывающей из Украины и Молдавии, увеличилась, по сравнению с предшествующим 2004 годом, в 1,3 раза, а из Узбекистана и Таджикистана — в 2-2,3 раза. Значительно возросла также численность рабочей силы, прибывающая в Россию из Армении, Азербайджана и Киргизии, — в 1,5-2 раза. (Приложение 7).

Сохраняется тенденция роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. Эти страны по-прежнему остаются основными поставщиками иностранной рабочей силы из стран вне СНГ.

К недостаткам указанной страновой структуры стран-экспортеров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни одной экономически высокоразвитой страны.

Большинство трудовых мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства (38,7%) а также оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства было привлечено 8,7% иностранной рабочей силы, в сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 7,3%; транспорта и связи — 4,7%.

Учитывая неравномерность распределения иностранной рабочей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедеральной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая отраслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство). В основном иностранная рабочая сила привлекается в ограниченный круг российских регионов, среди которых безусловным лидером является столица. Так, в 2005 году в экономику Москвы было привлечено более 34% от общей численности иностранной рабочей силы, Московской области — 7,3%, Свердловской области — 3,8%, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа — 3,5% и 3,7% соответственно, Приморского края и Санкт-Петербурга — по 3,3%, Краснодарского края — 2,4%, Красноярского края — 2,3%.

Открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивается различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной и налоговой службами) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий:

• возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др. По официальным данным Банка России объем денежных переводов, осуществленных физическими лицами из Российской Федерации в пользу физических лиц за границу через системы денежных переводов и «Почту России», за 2006г. увеличился в 1,7 раза по сравнению с 2005г. — до 6 млрд. 005 млн. долл. При этом, значительную часть денежных переводов из РФ осуществляют мигранты из стран СНГ. Объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 г. превысил 3 млрд. долл. При этом, по данным Федеральной миграционной службы, неофициально мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд. долл. в год.

• формирование значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив, являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, среднее и особенно нижнее Поволжье), нередкое игнорирование этими анклавами российского законодательства и обычаев коренного населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость приводит к нарастанию в данных регионах межнациональных конфликтов;

• активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их участия в международном терроризме;

• в перспективе нарастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.

Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях проживали 5,5 млн. чел., а в приграничных районах Китая —102 млн. чел., при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн. чел, а численность безработных в сопредельных китайских регионах — 8 млн. чел.

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Причем ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и из стран дальнего зарубежья.

Принципиально политика России по отношению к иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны налицо противоречивые тенденции, когда с ростом безработицы одновременно высоким остается спрос на иностранную рабочую силу.

Существует ряд законодательных актов, регулирующих правовые отношения мигрантов в России. В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного процесса в стране.

С 15 января 2007 года вступил в силу федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в ее пределах, а также выездом из РФ.

Все эти меры направлены на регулирование миграционных потоков рабочей силы на территории РФ, а также на снижение преступности связанной с нелегальной миграцией.

3.2 Особенности экспорта трудовых ресурсов из России

Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция. После того, как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. — более 673 тыс. чел., затем это число постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс.чел. Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из немцев, русских было около 25 %, евреев — 13 —16 %. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.

В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья — 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 %. Маршруты российской трудовой миграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции — в страны Западной Европы (прежде всего в Германию) и Северной Америки.

Это интересно:  Требуется специалист по миграционному учету 2020 год

Для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов. Убытки, связанные с этим явлением, могут достигнуть 60 млрд. долл. в год (сейчас некоторыми специалистами они оцениваются в 45 млрд. долл.).[6] Лишь 8—11 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально — через государственные структуры и частные агентства. Около 90 % трудоустраиваются самостоятельно, без социальных гарантий и отчислений в российский бюджет. По имеющимся оценкам, отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.

Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняли свое действие несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999 — 2003 гг. В то же время росту эмиграции противодействуют внешние и внутренние факторы: старение экономически активного населения, в том числе и той его части, с которой были связаны значительные потоки эмиграции в 90-е гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России находилось в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18 % — старше 60 лет, а молодежь в возрасте до 29 лет составляла лишь 7,7 %), незнание большой частью населения иностранных языков, низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны значительные средства), ограниченность квот на въезд в иностранные государства и др.

В настоящее время предпринимательская деятельность по трудоустройству граждан России за рубежом лицензируется и его занимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие лицензии. Желающие уехать работать за границу могут также обратиться в Управление по делам трудящихся-ми грантов Минтруда и заполнить там анкету. Потом работодатели отбирают кандидатов, которые проходят тестирование. Как правило, контракт заключается на 3-4 года. С рядом стран подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции и соглашения о статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с Германией оговариваются: возраст работника, сроки найма, условия труда и его оплаты, медицинское обслуживание, вопросы квот (2 тыс. чел. в год) и др.

Пока еще рано говорить о приоритетности эмиграционной или иммиграционной политики в отношении рынка рабочей силы в России. Акцент в первом случае должен быть сделан на обеспечение условий возвращения специалистов, а во втором — на трудоустройство потоков беженцев и вынужденных переселенцев из стран «ближнего зарубежья» и регионов, охваченных гражданскими конфликтами.

К приоритетам государственной миграционной политики относятся:

— повышение миграционной привлекательности России, в частности, создание условий для привлечения в страну квалифицированных легальных трудовых ресурсов и снижение эмиграции из России;

— содействие добровольному переселению на постоянное место жительства в Россию соотечественников из-за рубежа;

— создание благоприятных условий для совместной жизнедеятельности

коренного населения и мигрантов;

— повышение эффективности противодействия нелегальной миграции в

системе общей борьбы с преступностью и терроризмом на национальном и международном уровнях.

— дальнейшее развитие миграционного законодательства, в том числе в части сокращения сроков получения российского гражданства;

— совершенствование миграционного учёта иностранных граждан.

Принципиальный подход Правительства РФ состоит в том, что количество привлекаемых мигрантов должно чётко соотноситься с потребностями национальной экономики и не перевешивать интересы российских работников.

Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны–экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

Международная миграция в перспективе будет продолжаться. Все большая часть рабочей силы, поступая на мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование международной миграции и цена рабочей силы нее чаще определяются не отдельными государствами и ТНК, а мировым сообществом и формирование международного рынка труда становится важным фактором процесса глобализации мирового хозяйства.

Иммиграция трудовых ресурсов, ее негативные последствия для России

Рыбаковский Леонид Леонидович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт социально-политических исследований Российской академии наук, Россия

Рыбаковский Олег Леонидович, доктор экономических наук, заведующий лабораторией, Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, Россия

JEL-классификация: F22, O15, R23

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

Во всем многообразии пространственных перемещений населения, отличающихся продолжительностью, периодичностью, статусом поселений и территорий, целевой направленностью и т.д., особое место принадлежит временным трудовым миграциям. Отличия временных трудовых миграций от остальных видов, типов и форм состоит не в их продолжительности (они могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными), не в их типе (внутри и межгосударственными), не в их структуре (половозрастной, профессиональной) и т.д., а в том, что этот подвид или точнее разновидность миграции соединяет рабочую силу со средствами производства в местах, удаленных в разной степени от постоянного проживания мигранта. Трудоустройство вне поселения места жительства даже с возможным регулярным, но отнюдь не «маятниковым» возвращением домой – это основная характеристика трудовой миграции. Трудовые миграции, как и другие виды миграции, могут быть внутренними и внешними. Последние, чтобы исключить путаницу и сразу же определить их статус, лучше называть трудовыми иммиграциями. Они в отличие от внутренних трудовых миграций представляют ничто иное как «заемный» трудовой потенциал, а занятые в экономике трудовые иммигранты – это, по сути, «заемные трудовые ресурсы».

В ХХ I веке трудовым иммигрантам в развитых странах стало принадлежать значимое место в составе населения, занятого в экономике. Уже накануне нового столетия, т.е. в 2000 г. их удельный вес составлял в США 12.4 %, Канаде – 19.1 % и Австралии – 24.5 %. В европейских странах доля трудовых иммигрантов, занятых в экономике, была несколько ниже: во Франции – 6.1 %, Швеции – 5.0 % и Бельгии – 9.8 %. Лишь в Швейцарии эта доля составляла 18.3 % [6]. Согласно данным для 2009 г. доли трудовых иммигрантов в составе занятого населения развитых стран заметно различались. В том году трудовых иммигрантов в численности населения занятого в экономике Японии было 0.3 %, Финляндии – 2.4 %, Нидерландах-3.6 %, Дании – 4.4 %, Чехии – 4.6 %, Франции – 5.4 %, Италии – 6.6 %, Великобритании – 7.2 % и Норвегии – 8.6 %. В других европейских странах доля трудовых иммигрантов среди занятых в экономике, была еще выше: в Испании – 9.0 %, Германии – 9.4 %, Бельгии – 9.5 %, Австрии – 13.1 %, и Швейцарии – 21.3 % [5].

До 2010 г. к легальным трудовым иммигрантам относили иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России. Их численность в 2008 г. составляла 2426 тыс. человек и была наибольшей за все истекшее время. Начавшийся кризис привел к сокращению количества трудовых иммигрантов в 2009 г. до 2224 тыс. и в 2010 г. – до 1641 тыс. За 2 года число легальных трудовых иммигрантов уменьшилось почти на 0,8 млн человек. С 2011 г. легальные трудовые иммигранты именуются как иностранные граждане, имеющие действующее разрешение на работу. Их насчитывалось в России к концу 2011 г. чуть больше одного миллиона человек (1028 тыс.). Лишь к началу 2013 г. численность трудовых иммигрантов возросла до 1149 тыс. [2; С. 122]. Поскольку более поздние данные о численности и динамике трудовых иммигрантов, их количестве, поставленном на миграционный учет, получившем разрешение на работу и т.д. приводятся в только что вышедшей монографии о миграционной политике России, мы опускаем дальнейшие рассуждения об их динамике [1; С. 151].

Это интересно:  ФМС в брянске бежицкий район как работает 2020 год

Наиболее сложная для государства, и наиболее болезненная проблема для людей – нелегальная трудовая иммиграция, масштабы которой как были не известны раньше, так не известны и в настоящее время. Оценки численности нелегальных иммигрантов, одновременно находящихся в России, различаются на порядок. Еще в начале нового столетия оценки численности нелегальных иммигрантов колебались от 1,5 до 15 млн человек. Согласно бывшей Федеральной миграционной службе в зависимости от сезона в России находилось от 3-х до 10 млн нелегальных трудовых иммигрантов [3; С. 135].

В настоящее время в связи с отсутствием достоверных данных не о количестве полученных разрешений, а о численности работающих в России трудовых иммигрантов, не возможно сколько-нибудь точно определить их долю в занятом населении. Эта доля, включая и нелегальную численность, по нашим расчетам в составе занятого населения России, в первом десятилетии ХХ I века составляла от 14 % до 16 %, т.е. находилась на общеевропейском уровне, если же учесть только их легальную часть, то эта доля будет меньше 2,5–2,6 %. Она была примерно такой же, как в Финляндии или Нидерландах.

Для проведения сопоставления с европейскими странами оценим вклад, который вносят трудовые иммигранты в создание внутреннего валового продукта России. Если допустить, что производительность труда у легальных трудовых иммигрантов такая же, как и у остальных работников, то тогда надо отнести, например, в 2012 г. на их долю не менее чем 1 трлн рублей стоимости валового внутреннего продукта, создаваемого в России. Если же принять в расчет нелегальную составляющую, которая в 4-5 раз больше легальной, то на долю трудовых иммигрантов придется не менее 5-7 трлн руб., а это близко к 10 % стоимости ВВП. Таков примерный порядок цифр о вкладе трудовых иммигрантов в российскую экономику, говорящий о том, что Россия по вкладу трудовых иммигрантов в создание ВВП ничем не отличается от основных европейских стран.

Отличие, однако, состоит в составе трудовых иммигрантов в зависимости от стран-доноров. В 2012 г. в России среди трудовых иммигрантов, которым были выданы разрешения на работу, было выходцев из Узбекистана – 42 %, Таджикистана – 16 %, Киргизии – 6 %, Армении – 3 %, Азербайджана – 2 %, Молдовы – 4 %, Украины – 11 %, Китая – 7 %, КНДР – 2 %, Турции – 3 % и прочих – 4 % [2; С. 122]. Среди трудовых иммигрантов, по сути, 2/3 всех – это выходцы из Средней Азии (5 лет назад их было половина). Из Старого зарубежья – 12 % (в 2008 г. – 27 %) и еще 15 %, как и в 2008 г., с Украины и Молдовы. Согласно данным того же источника в конце 2012 г. трудовые иммигранты были примерно из 25 стран, правда тех, откуда прибыло более одного процента трудовых иммигрантов, насчитывалось всего 11. Это Вьетнам (1.1 %), КНДР (2.0 %) Азербайджан (2.1 %), Турция (2.4 %), Армения (3.4 %), Молдова (4.4 %), Кыргызстан (6.7 %), Китай (6.7 %), Украина (11.1 %), Таджикистан (15.8 %) и Узбекистан (40.7 %).

Очевидно, что потери бюджета несопоставимы с теми лишениями и трудностями, с которыми сталкиваются трудовые иммигранты, прибывая в Россию. Среди них – безудержная эксплуатация иммигрантов, особенно нелегалов (повышенная продолжительность рабочего дня, сверхурочные работы, вредные и трудные условия труда, отсутствие охраны труда и т.д.), низкий уровень оплаты труда (задолженности по оплате, недоплаты, не выплата заработка вообще и др.), отсутствие договоров о найме. Добавим, бесправное положение (изоляция от внешнего мира, изъятие паспортов, угрозы арестом, принуждение к сексуальным услугам, побои и т.д.), проживание с риском для жизни (опасность со стороны бандитов, рэкетеров) и тогда станет понятно, в какие условия попадают временные трудовые иммигранты, прибывая в Россию. К настоящему времени многое в положении трудовых иммигрантов изменилось к лучшему. Тем не менее, пока до создания нормальных условий их проживания и занятости еще далеко. К тому же бесправное положение трудовых иммигрантов, особенно нелегальной части, очень удобно для обвинения их в нарушении общественного порядка, совершении преступлений, полицейской коррупции и т.д.

С существующими условиями жизни и труда, его оплатой, т.е. с тем положением, в которое попадают трудовые иммигранты, связаны два негативных последствия для России. Прежде всего, условия, в которых находятся трудовые иммигранты, оплата труда, порой отношение к ним населения не только озлобляют их, но и разносят по всему постсоветскому пространству дурную славу, формируют неприязнь и ухудшают в глазах населения стран нового зарубежья имидж России. На фоне распространения личных впечатлений, причем среди родных и друзей, любая официальная пропаганда, какими бы мощными не были СМИ, выглядит как «детский лепет». Сказанное – это внешняя для России проблема, формирующая будущий для нее геополитический статус на постсоветском пространстве.

Другая более значимая для будущего страны проблема – это научно-техническое и, стало быть, экономическое развитие страны. Дело в том, что широкое использование трудовых иммигрантов на неквалифицированных работах и мизерная оплата их труда отдается бумерангом на заработках российских работников. Более того, последним становится не комфортно и по условиям труда и по их оплате работать в тех сферах, которые освоены трудовыми иммигрантами. В свою очередь предпринимателям, не говоря уже об их криминальной составляющей (к примеру, производителях «паленного» алкоголя, лекарств и т.д.) более выгодно использовать дешевую рабочую силу, лишенную к тому же каких-либо прав, чем вкладывать средства в инновационные проекты. Высокая степень износа основного капитала – лучшее тому доказательство. Следует сказать, что реально существующая до настоящего времени в России стратегия экономического развития далека от той, которая сделала более 100 лет назад из США передовую в научно-техническом отношении страну. Никакие широковещательные программы, никакие «Сколково» не могут противостоять реально существующим экономическим интересам предпринимателей, которым выгоднее вместо модернизации и инноваций, применять дешевый труд и иммигрантов, и российских граждан.

Такая динамика численности трудоспособного населения, уже создает и вскоре, будет создавать еще большие трудности на российском рынке труда. Преодолеть эти трудности, сократив при этом численность трудовых иммигрантов в стране можно лишь на основе существенного повышения производительности труда, для чего необходима не только всесторонняя модернизация экономики, но и соответствующая подготовка профессиональных кадров. Ни то, ни другое невозможно без радикального повышения уровня оплаты труда, перераспределения, говоря словами марксистской экономической теории, соотношений между прибавочным и необходимым продуктами в пользу последнего. Тем не менее, независимо от темпов роста производительности труда в Россию будут все равно стремиться попасть трудовые иммигранты, тем более, если существенно возрастет оплата труда занятого населения. Поэтому нужно радикально изменить процедуры их въезда, условий пребывания и занятости, а также всей системы денежно-трудовых отношений с государственными службами и предпринимательским сообществом.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, www.kazedu.kz, creativeconomy.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector