+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Проблема беженцев в России 2019 год

Миграция населения — одна из важнейших проблем современного мирового развития, это не просто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс, который затрагивает многие стороны экономической, политической, общественной, социально — медицинской, нравственно — психологической, этнической, религиозной жизни целых стран и народов.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Это и обуславливает актуальность социально — медицинской работы с беженцами и вынужденными переселенцами.

Актуальность исследования проблем развития теории и практики социально — медицинской работы, социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев обусловлена распадом СССР, локальными конфликтами, что породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности.

Развитие процессов миграции, появление большого количества беженцев обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Из существующих категорий мигрирующего населения прежде всего беженцы и вынужденные переселенцы все чаще становятся объектом обсуждения государственных, социальных структур и научных кругов.

Всплеск миграции населения является следствием войн, распада многонациональных государств, создания новых государственных образований. Проблема беженцев в Российской Федерации и СНГ признана одной из острых мировых проблем.

Актуальными задачами исследования являются выявление сущности проблем и основных направлений развития миграционной социально — медицинской работы.

Причины миграции беженцев и вынужденных переселенцев в России

Непосредственными причинами вынужденной миграции можно считать:

  • 1) деформацию социального самочувствия русскоязычных в бывших республиках СССР;
  • 2) политику, проводимую национально-политическими элитами в ближнем зарубежье, цель которой — удержание власти;
  • 3) межнациональные конфликты;
  • 4) военные действия;
  • 5) экологические катастрофы;
  • 6) отсутствие стабильности в личных правах и свободах.

Связанные с миграцией социально-медицинские проблемы можно увидеть еще на заре истории цивилизации. Уже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов на вынужденных переселенцев и беженцев. Разделение это происходило по территориальному принципу (то есть по принципу гражданства). Вынужденный переселенец — это житель той страны по территории которой он передвигается, беженец — это человек бежавший за территорию страны в которой проживал.

Революция в начале XX века и первая мировая война вызвали огромные потоки беженцев и вынужденных переселенцев, это явление стало предметом для многих научных исследований. В наше время проблема беженцев и вынужденных переселенцев остается актуальной. В Германии каждый десятый человек — турецкого происхождения, в США и странах Западной Европы ужесточаются миграционные законы.

Прежде, чем рассмотреть основные направления работы социальной медицины в области миграции, необходимо рассмотреть положение дел с двух сторон: объективной и субъективной.

Книга «Компас беженца и вынужденного переселенца» О. Игнатенко показывает читателю субъективную сторону данного вопроса. В ней автор обращается к русским, проживающим на территории Казахстана и готовым вернуться на родину, поскольку после обретения Казахстаном независимости они стали там гражданами «второго сорта».

«Мы возвращаемся в Россию с горячей любовью к ней, но вскоре обнаруживаем, что поддержание в себе чувства патриотизма требует огромного мужества.

Не секрет, что до сих пор у большинства из нас был цивилизованный быт, любимая работа, друзья и…вдруг все перевернулось. Стало невыносимо жить там, где у нас был дом, где остались могилы наших предков. Мы в одночасье стали неугодными, «оккупантами», «колонизаторами». В обстановке национальной ненависти мечтаешь о России как о земле обетованной.

С этими мечтами и иллюзиями лучше распроститься заранее. Никто нас в России особенно не ждет. Сегодня Россия сама терпит бедствие. Того государства, которое надежно защищало бы права граждан, по сути, нет. Все расшаталось.

Каждый из нас мог бы предъявить свой горький счет России — за то, что забыла, бросила нас в очень уж независимых республиках, за то, что здесь нас терзают. Но что толку плакать и жаловаться? Кто нас услышит и посочувствует, когда десятки миллионов россиян сами живут на гране нищеты, беспокоясь, смогут ли завтра покормить своих детей?

Самое страшное в такую лютую непогоду лишиться крыши над головой. Если у кого-то еще есть выбор: переезжать или оставаться в своем доме, если в состоянии смириться с унижениями, пригнуться, перетерпеть — не спешите отрубать концы.

Да, возврат к нашей прежней, привычной жизни уже нереален, и наши дети обречены в чужом государстве быть гражданами второго сорта. Но ведь и в России мы чужаки, причем, не только для окружающих, но и порой для самих себя. До боли обидно, когда предают единомышленники, те, с кем начинал строить жилье в чистом поле. Не все оказались способны перенести ад неустроенности, гонений, постоянных упреков, бюрократических издевательств. Люди есть люди, и ничего другого не остается, как терпеть невзгоды и ради будущего своих детей своими руками создавать цивилизованный быт.

Все мы, ставшие бездомными, хотим поскорее обрести в России свою крышу над головой. Однако сразу заиметь готовое жилье удается или очень богатым, или имеющим дефицитные, как правило, рабочие профессии. Остальным же придется первое время жить, где попало — в вагончике, в сарае, снимать чужой угол. Не о жилье, а о хорошей работе на новом месте имеет смысл мечтать. Только имея хорошую работу, можно выжить, а со временем и крышу себе построить.

Итак, если приехал в Россию — снимай розовые очки, засучивай рукава и — работать, работать, работать.

Готовы ли вы к тому, что вас ждет в России?»

Приведенный выше призыв О. Игнатенко показывает всю глубину психологического состояния мигрантов, при последствиях психологической травмы, какой является потеря «малой родины» (не только социального окружения, но и социальных корней). И, заметим, автор советует: при всем ужасном положении «чужака» в другой стране, человека «второго сорта» «не спешить обрубать концы», потому что не каждый сможет выдержать все тяготы переселения.

Об объективной стороне миграции можно иметь представление из доклада «Социальное положение женщин, относящихся к категории беженцев и вынужденных переселенцев, в Москве», подготовленного Союзом женщин России совместно с УВКБ ООН в 1998 году.

Миграция — это один из самых сложных механизмов саморазвития населения. Прямые и обратные связи между процессами миграции и социально-экономической, социально-политической жизнью РФ оказывают значительное влияние на ситуацию во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Москве.

Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет лицам, имеющим статус беженца или вынужденного переселенца (независимо от пола), достаточно широкие права, реализация которых предусматривается в значительной мере за счет субъектов РФ. На плечи многих женщин ложится груз ответственности не только за себя, но и за своих родственников, они становятся главами семей.

Украинские беженцы в России: проблемы первичной адаптации (по материалам социологического исследования) (Антипьев К.А.)

Дата размещения статьи: 09.09.2015

Современная Россия переживала несколько волн беженцев, которые имели разную степень интенсивности и различные причины. Первая волна беженцев совпала с распадом СССР, охватив конец 80-х — начало 90-х гг. XX века. Беженцами становились русскоязычные жители постсоветских республик, столкнувшиеся с дискриминацией в трудовой, политической, экономической жизни, в системе образования. Затем Россия столкнулась со второй, специфической волной беженцев, носящей внутренний характер. Русскоязычное население покидало ряд неспокойных регионов российского Северного Кавказа. Экономическая слабость государства, отсутствие достаточного финансирования программ помощи беженцам приводили к тому, что они преимущественно были предоставлены сами себе в вопросах обустройства и адаптации. С конца 90-х годов проблема беженцев перестала быть актуальной, все активнее стала подниматься проблема нелегальной трудовой миграции. Именно с конца 90-х годов стало активно складываться системное российское миграционное законодательство, адаптирующееся к вызовам» внешней среды .

Это интересно:  Как снять запрет на въезд в израиль 2019 год

Литература

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев является одним из примеров, демонстрирующих целостность, неразрывное единство и взаимозависимость международного сообщества. Она показывает то, как проблемы одной страны могут непосредственным образом сказываться на других странах. Кроме того, проблема беженцев непосредственно связана с вопросом соблюдения прав человека. Нарушения прав человека являются как основной причиной массового исхода беженцев, так и основным препятствием.[35;c.49]

В XX в. мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обратить самое серьезное внимание на все возрастающую миграцию населения, вынужденно покидающего места своего постоянного проживания из-за войн, межнациональных конфликтов и подобных причин. С особой остротой необходимость этого была осознана в связи со Второй мировой войной, во время и после которой потоки вынужденных мигрантов — беженцев распространились по большей части планеты и стали одним из решающих факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на значительные группы жителей планеты и на стабильность многих государств.[37]

Представленная статистика показывает, что обострение проблем миграции в России в современных условиях требует более целенаправленного регулирования миграционных процессов со стороны государства.[8;c.16]

Основные проблемы, с которыми сталкиваются беженцы и вынужденные переселенцы:

  • -проблемы с адаптацией к изменившимся условиям проживания;
  • -незнание традиций, языка, культуры;
  • -необоснованный отказ в предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, а также в предоставлении временного убежища;
  • -практика лишения статуса без достаточных оснований;
  • -отказы в регистрации по месту пребывания и жительства;
  • -затруднения в получении компенсации за утраченное жилье и имущества;
  • -трудности при получении вынужденными переселенцами жилья или средств на его приобретение и строительство;
  • -трудности в получении, замене или восстановлении документов (паспорт, свидетельство о рождении);
  • -отказы в приеме и рассмотрении заявления о предоставлении гражданства РФ, а также в предоставлении гражданства;
  • -отказе в приеме на работу без регистрации по месту пребывания или по этническому признаку;
  • -отказ в бесплатной медицинской помощи; — невыплата пенсий, детских пособий, пособий по безработице и др. социальных выплат;

Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня. Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами.[53]

В бывшем СССР проблема вынужденной миграции приняла особо острые формы с конца 80-х гг. за несколько лет до распада СССР в связи с обострением межнациональных отношений в ряде союзных республик и республик в составе РСФСР. На территорию Российской Федерации начали прибывать вынужденные мигранты из других союзных республик. Более того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации.[39]

В последующем, в связи с распадом СССР, вынужденная миграция на территорию Российской Федерации увеличилась из-за обострения внутриполитической обстановки во вновь образовавшихся государствах, а также дискриминационной политики руководства ряда этих государств по отношению к русскому и русскоязычному населению.

Кроме того за несколько последних лет на территории Российской Федерации оказалось значительное, все увеличивающееся число вынужденных переселенцев и беженцев из стран дальнего зарубежья — из-за границ бывшего СССР.[52]

В результате в Российской Федерации проживают вынужденные переселенцы и беженцы:

  • -из стран дальнего зарубежья;
  • -из союзных республик, прибывшие на ее территорию еще до распада СССР;
  • -из прежних союзных республик, ставших независимыми государствами после распада СССР, прибывшие на ее территорию.
  • -из прежних союзных республик, ставших независимыми государствами в результате распада СССР, прибывшие на ее территорию после введения в действие Закона “О гражданстве Российской Федерации”;
  • -изменившие место жительства в пределах Российской Федерации.

С целью предоставления международной защиты некоторым категориям вынужденных мигрантов-беженцев и изыскания окончательного решения их проблем путем оказания содействия правительствам и, с согласия правительств, частным организациям для облегчения репатриации беженцев.[54]

В связи с изложенным при подготовке законодательных актов, определяющих правовое положение вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации оказалось необходимым ввести кроме понятия “беженец” новое в международной практике понятие — “вынужденный переселенец”. Этим понятием охватываются вынужденные мигранты, имеющие российское гражданство независимо от места их постоянного проживания, и лица, не имеющие российского гражданства, но проживающие на территории Российской Федерации. Более того, при подготовке законодательных актов необходимо было учесть не только территориальный, но и исторический фактор.[7;c.52]

Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи.

Граждане бывшего СССР, которые оказались вынужденными изменить свое прежнее место жительства по основаниям, предусмотренным Законом “О вынужденных переселенцах”, могут получить статус вынужденного переселенца, имея российское гражданство или возможность приобрести его в упрощенном порядке. Однако процедура приобретения российского гражданства не во всех случаях позволяет приобрести его оперативно. Поэтому часть граждан бывшего СССР, не дожидаясь приобретения российского гражданства, получила статус не вынужденного переселенца, а беженца.[2;ст.7]

По указанной причине в категорию беженцев попадают лица, прибывшие из стран дальнего зарубежья, не желающие принять российское гражданство, а также граждане бывшего СССР, временно получившие статус беженца, которые намерены приобрести российское гражданство и статус вынужденного переселенца.

Очевидно, что правовое положение последних из числа лиц, входящих в категорию беженцев, должно быть несколько иным по сравнению с правовым положением других беженцев.

Из-за неопределенности правового положения лиц после покидания своего государства в настоящее время большое внимание международные органы уделяют средствам и методам предупреждения покидания своих государств беженцами. Также это зависит от разумного тезиса, в соответствии с которым от мнения народа на выборах зависит право властей управлять. Из факта контроля государства над территорией и жителями вытекает ответственность государства.[38]

Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки.[55]

Законодательство РФ предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем.[9;c.45]

За время, прошедшее после переезда в Россию, лишь очень немногие сумели восстановить свой прежний уровень благосостояния, однако большинство никогда его не достигнет, слишком велика пропасть между жизнью «там» и «здесь» и слишком много потеряно в одночасье. Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Несмотря на то, что миграционное законодательство РФ является одним из самых передовых и либеральных на сегодняшний день, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного и пристального внимания и совершенствование законодательства по данной проблеме.

Это интересно:  Приказ ФМС 321 от 29.06 2015 2019 год

Проблема беженцев в России

В настоящее время проблема переселения беженцев из Украины является очень актуальной, так как подразумевает ряд последствий для экономики России. Нарастающее внимание к указанной проблеме как со стороны научных кругов, так и со стороны общественности указывает на ее значимость и требует выработки рациональных предложений по ее своевременному решению.

Правовой статус беженца регулируется с 1951 г. Конвенцией ООН, в Российской Федерации Федеральным законом «О беженцах» в соответствии с данной конвенцией. Процесс признания лица беженцем в Российской Федерации является по своему существу не совсем простым и состоит из следующих этапов:

1) обращение с ходатайством о признании беженца;

2) предварительное рассмотрение поданного ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании лица, подавшего заявление, беженцем, либо об отказе в признании беженцем обратившегося лица с указанием причины отказа;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании данного статуса у обратившегося лица [5].

Как мы видим, процесс признания лица беженцем включает в себя семь этапов, каждый из которых требует временных затрат, что не отвечает возникшей на текущий момент проблеме увеличения числа беженцев и не служит о скорейшему ее разрешению. Так, в 2014 г. Правительством Российской Федерации и Советом Федерации были разработаны и начали внедряться на территории страны меры по созданию благоприятных условий для беженцев из Украины, среди них следует выделить: упрощение процесса трудоустройства, совершенствование порядка получения гражданства РФ и процедуры нахождения беженцев на территории России. Данные меры будут способствовать притоку беженцев в различные субъекты Российской Федерации, так как упростят процедуру въезда и пребывания на территории Российской Федерации для данной категории граждан Украины.

По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) в июле 2014 г. беженцев из Украины принимали уже 44 региона России [7]. Распределение квот, предложенное Правительством РФ, выглядит следующим образом. Принято решение о назначении 0 квоты для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Ростовской области, Чеченской республики, Крыма и Севастополя (для данных регионов квоты исчерпаны). В других регионах квоты сохраняются и варьируются от 0,01 до 3,86 % от общего количества беженцев [9]. Однако есть регионы (например, Калининградская область – квота 6,02 %), которым предстоит принять достаточно большое количество беженцев из Украины [9].

По данным пограничных служб, предоставленных в октябре 2014 г., за период конфликта из Украины в Россию выехали и не вернулись обратно 1,3 млн человек [7]. По оценке некоторых специалистов, к концу 2015 г. их количество может достичь 5 млн человек [7]. Однако данная статистическая информация о количестве беженцев в России не является точной, так как зачастую носит противоречивый характер.

По сообщениям российских государственных телеканалов на июль 2014 г. в России насчитывалось более 730 тыс. вынужденных переселенцев, а в Общественной палате полагают, что их количество превышает 1 млн человек. При этом украинское правительство отрицает факт подобного массового переселения собственных граждан на территорию Российской Федерации. Данные же, предоставленные главой европейского отделения Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев В. Коштелем, совпадают с данными государственных телеканалов и оглашаются в размере 730 тыс. человек, при этом особо подчеркивается, что в Федеральную миграционную службу (ФМС) обратилось только около 170 тыс. человек [1]. В табл. 1 представлены различные оценки количества беженцев на территории Российской Федерации.

Сравнительный анализ данных о количестве беженцев из Украины, предоставленных различными источниками

Российские государственные телеканалы

730 тыс. человек

0 (отрицает факт наличия беженцев в РФ)

Европейское отделение Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев

730 тыс. человек

Источник: составлено автором по [1, 7].

Данные показатели порой существенно отличаются друг от друга и не дают однозначного представления относительно реальной ситуации с количеством беженцев на территории России. Ответить однозначно на вопрос о целях предоставления необъективных данных не представляется возможным, так как это может быть вызвано рядом причин: невозможностью полноценного учета беженцев, политической составляющей и т.д.

Стоит также отметить, что подобные противоречивые данные представляются различными российскими госструктурами по отдельным регионам страны. Так, например, в июне 2014 г., по данным ФМС Ростовской области, количество беженцев на территории данного субъекта страны составляло 510 тыс., в то время как МЧС предоставляло иные данные – 18 тыс. человек [1].

Из приведенных данных видно, что статистическое расхождение превышает 28 раз, это обстоятельство, конечно же, вызывает определенные вопросы об адекватности оценок и причинах завышения/занижения данного показателя. Данное обстоятельство является проблемой в том плане, что не дает правдивой оценки количеству беженцев на территории России, что, в свою очередь, обусловливает возникновение неопределенности в составлении прогнозных оценок для выделения необходимой помощи беженцам и вызывает определенные вопросы о целесообразности расходования денежных средств, если реальные показатели количества беженцев являются завышенными.

По состоянию на июль 2014 г. в России было создано более 400 стационарных пунктов временного размещения беженцев из Украины, в которых находилось около 26 тыс. человек, более 10 тыс. из которых – дети. Также действовало 8 мобильных пунктов [12]. Однако данные меры носят первичный, неполноценный характер, так как требуют дальнейшего обустройства беженцев на длительный период в приемлемых условиях (с учетом зимнего периода времени года).

Необходимость помощи гражданам соседнего государства не вызывает сомнений с моральной точки зрения, однако несет ряд негативных последствий социально-экономического характера как для отдельных регионов России, так и для страны в целом. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Первоначально обратимся к экономическому аспекту проблемы переселения и обустройства беженцев из Украины.

Как было отмечено выше, первостепенной проблемой является учет беженцев при наличии противоречий в их численности (данные предоставленные разными государственными структурами), так как дает основание сомневаться в целесообразности выделяемых и расходуемых средств в случае завышения данных показателей. Как отмечается в официальных источниках, размещение и помощь беженцам с Украины обойдутся государственному бюджету РФ в 5 млрд руб., что в 2,5 раза превышает ежегодную трату средств на принятую в 2007 г. программу переселения соотечественников [3].

Также отметим, что в июле 2014 г. «Министерство регионального развития России перечислило 366 млн рублей 40 субъектам РФ на обустройство лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения (ПВР) в регионах РФ» [11]. По предоставленным региональными органами данным, Крыму пребывание беженцев обходится ежедневно почти в 3 млн рублей, из них на 1 беженца выделяется около 800 рублей в день [2].

Правительство РФ оказывает финансовую помощь регионам, сосредоточившим наибольшее количество беженцев из Украины. В соответствии с этим Республике Крым выделено 30 млн рублей [6], а Ростовской области – 240 млн рублей [10]. Однако достаточность софинансирования отдельных регионов вызывает вопросы. Так, например, при самом приблизительном подсчете, если «содержание одного беженца в сутки обходится в 800 руб., то выделенной помощи на 25 тыс. беженцев едва хватает на 12 дней (а не на месяц, как планировалось в первоначальных оценках правительства)» [10], остальное финансирование является дополнительной нагрузкой для регионального бюджета субъекта. Данное обстоятельство является потенциальной угрозой для ухудшения социально-экономических параметров региона, так как обусловливает необходимость увеличения затратной части бюджета отдельного территориального субъекта Российской Федерации.

Это интересно:  Как проверить миграционный учет по базе ФМС 2019 год

Для реализации данной меры в рамках российского государственного бюджета необходимо существенное высвобождение средств, которые в иных обстоятельствах были бы перераспределены другим образом и потенциально направлены на улучшение социально-экономического состояния наших соотечественников. Также подобная мера носит двоякий характер и потому, что доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений, следовательно, средства налогоплательщиков направляются на социальные нужды граждан другого государства, что приводит к потенциальным экономическим потерям для граждан России.

Рассматривая в экономическом аспекте вопрос трудоустройства беженцев из Украины на территории России, следует отметить ряд моментов, выявленных отечественными специалистами [8].

Во-первых, часть переселенцев представляет собой достаточно квалифицированные ресурсы, что является положительным моментом, однако имеющим свои «негативные» стороны. Высококвалифицированные специалисты зачастую не соглашаются на низкооплачиваемую работу, предлагаемую региональными службами занятости.

Во-вторых, данные трудовые ресурсы зачастую не оформляют официальный статус беженца и не ищут постоянного места работы, так как предполагают временный характер [8]. Следовательно, средства, направленные на поддержание жизненного уровня временного переселенца, носят невосполнимый характер для экономики России.

В-третьих, трудоустройство беженцев приводит к обострению диспропорций на российском рынке труда, так как увеличивает предложение рабочей силы различной квалификации при неизменном спросе на нее.

Увеличившийся объем предложения рабочей силы за счет беженцев из Украины можно разделить на 3 группы. Так, наибольшим интересом у переселившихся с Украины пользуются вакансии рабочих специальностей (механики, литейщики, плотники, токари, машинисты, слесари-ремонтники). На втором по востребованности месте находятся специальности сферы услуг (повара, швеи, парикмахеры). На третьем месте оказались профессии, требующие специального образования (инженер, технолог, программист) [11].

В-четвертых, возникают проблемы с трудоустройством в ряде регионов определенных категорий граждан – большинство из них имеют профессии, по которым в том или ином регионе невозможно трудоустроиться – прежде всего, это шахтеры [11]. Часть данных трудовых ресурсов направлены на Кузбасс, однако полностью удовлетворить потребность в работе переселенцев с данной специальностью Россия не может. Поэтому часть граждан вынуждена переквалифицироваться, зачастую теряя при этом в заработной плате. Также определенные трудности возникают у украинцев, уже получивших статус временного убежища и имеющих возможность устроиться на работу, но часто работодатели не принимают их на работу с данным статусом, считая их временным ресурсом [12].

В-пятых, растет нагрузка на бюджеты субъектов, принимающих беженцев. Так, например, в результате дополнительной нагрузки на бюджет в Ростовской области вырос внутренний долг и составил 15 млрд рублей [7]. По данным УФМС Волгоградской области, на ее территории в 2015 году на миграционный учет было поставлено уже более 31 тысячи беженцев из Украины [4]. Данное обстоятельство существенно влияет на социально-экономические показатели регионов – они начинают снижаться.

Рассмотрев проблему переселения беженцев с экономической точки зрения, перейдем к исследованию ее социального аспекта.

Переселение беженцев из Украины в рамках данного аспекта может рассматриваться с нескольких позиций.

Во-первых, с точки зрения проблемы недополучения социальной помощи российскими гражданами. Данная проблема рассмотрена подробнее выше и напрямую связана с экономической составляющей.

Во-вторых, с точки зрения возможности уменьшения выделяемых средств на переселение и обустройство беженцев. Отсутствие или недостаток «у беженцев средств к существованию может повлечь всплеск преступности (краж, грабежа, разбоя и других преступлений)» [7]. Данная мера также может привести к гуманитарной катастрофе на пограничных территориях (например, Ростовская область), что является неприемлемым.

В-третьих, трудоустройство беженцев ведет к уменьшению количества вакантных мест для граждан России, что, в свою очередь, может вызвать определенную социальную напряженность среди населения страны.

В-четвертых, необходимость распределения детей по школам. В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам в данной области Министерством образования и науки РФ направлены в региональные отделения рекомендации о порядке приёма на обучение вынужденных переселенцев по программе среднего профессионального образования. Однако данная мера не решает всех возникающих проблем в этой области, так как связана не только с возможностью обустройства детей в образовательные учреждения, но и последующей психологической адаптацией их к новым условиям, а также материальной составляющей (необходимостью обеспечения учебниками, тетрадями, канцелярскими товарами, одеждой).

В-пятых, поток беженцев несет демографические изменения на территорию страны, как положительные, так и ряд отрицательных, на которые следует обратить своевременное и пристальное внимание во избежание дополнительного ущерба в последующем.

В переселении беженцев, безусловно, существуют плюсы, среди них особо выделяют то, что «вместо мигрантов из Азии и Кавказа в Россию прибывают сотни тысяч переселенцев-славян, разделяющих с местным населением язык и бытовую культуру» [1]. Но подобный приток беженцев несет в себя и ряд рисков в демографических рамках. Хотя и существуют квоты количества беженцев на прием отдельными регионами, но «люди все равно перетекают жить туда, где им удобней, а не туда, куда хотелось бы государству» [1]. Это обусловлено в первую очередь желанием беженцев обустроиться в крупных городах, нежели в сельской местности. Отследить процесс перемещения граждан данной категории в дальнейшем представляется достаточно затруднительным, так как требует постоянного мониторинга со стороны Федеральной миграционной службы, что в настоящее время затруднительно.

Также растет недовольство со стороны российских граждан переселенцами и предоставляемыми для них льготами, что может перерасти во внутренний конфликт на территории отдельных субъектов Российской Федерации, где количество беженцев является достаточно весомым.

Также следует отметить и необходимость медицинской помощи прибывающим беженцам. Так, с марта по июль 2014 г. «у беженцев родились 190 детей, в настоящее время среди этой категории граждан – 1502 беременные женщины» [12]. Данной категории граждан требуется квалифицированная помощь специалистов, а также необходимы соответствующие условия для проживания. Также в результате медицинских обследований выявлено «566 случаев социально значимых инфекционных заболеваний, в том числе 108 случаев ВИЧ-инфекции, 77 – туберкулеза» [12]. Выявленные инфекционные заболевания требуют своевременного лечения, так как грозят распространением, особенно в условиях палаточного проживания. Это требует дополнительных финансовых затрат и предоставления медицинских услуг соответствующего качества.

Экономические и социальные аспекты переселения беженцев из Украины на территорию России

Статья написана по материалам сайтов: lexandbusiness.ru, vuzlit.ru, fundamental-research.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector