+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Проблемы трудовой миграции в России 2019 год

В современных условиях на кадровую ситуацию в России большое влияние оказывают миграционные процессы. В последние десятилетия очень сильно изменились социально-экономические и социально-демографические пропорции как в целом по стране, так и в каждом регионе в отдельности. Особое звучание приобрела проблема трудовой миграции населения – межрегиональная миграция внутри Российской Федерации и внешняя миграция, имеющая два направления, эмиграция профессиональных кадров с территории России и иммиграция иностранных граждан на территорию России в поисках работы.

Проблема миграции трудовых ресурсов в современной России определяется объективной необходимостью восполнения недостающей рабочей силы за счет иностранных мигрантов. Причем это затрагивает не только чисто экономические вопросы, но и распространяется на другие сферы – социально-демографическую, этно-национальную, культурную и т. д. Поэтому субъективные оценки остроты проблемы миграции трудовых ресурсов из-за рубежа участниками исследования (экспертами и респондентами массового опроса) нельзя сводить только к одному основанию – отношению к простому заполнению трудовых вакансий иностранцами. Хотя именно в социально-трудовой сфере они проявляются более определенно.

На вопрос, насколько остро для России стоит сегодня проблема миграции трудовых ресурсов из других стран,ответы участников исследования распределились следующим образом.

Эксперты Респонденты
1. Очень остро 45,1 40,9
2. Не очень остро 28,4 28,1
3. Не остро 11,0 11,0
4. Затруднились ответить 15,5 20,0

Характер распределения ответов, представленный в табл. 15, показывает, что большинство участников исследования, прежде всего, осознают наличие проблемы миграции трудовых ресурсов из других стран и способны оценить ее остроту. При этом для более двух пятых экспертов и респондентов это проблема представляется очень острой, и еще для более четверти – не очень острой, но существующей в реальности. Что можно в целом расценивать как наличие в России в сфере удовлетворения кадровых потребностей достаточно активно действующего фактора, связанного с привлечением иностранной рабочей силы. Причем участниками исследования этот фактор расценивается в большей степени как негативный, чем позитивный – при ответе на вопрос, каким фактором, по Вашему мнению, является миграция трудовых ресурсов в современных условиях, было получено следующее распределение мнений.

Эксперты Респонденты
1. Позитивным 6,5 5,0
2. Скорее позитивным, чем негативным 22,7 19,2
3. Скорее негативным, чем позитивным 44,2 37,0
4. Негативным 15,6 17,9
5. Затруднились ответить 11,0 20,9

Как следует из сравнения мнений экспертов и респондентов, более половины участников исследования в каждом массиве склоняются к негативному отношению к фактору миграции. Следует отметить, что среди респондентов массового опроса велик процент затруднившихся дать ответ – это признак того, что далеко не все работающие российские граждане непосредственно сталкиваются с проблемой миграции. Поэтому можно считать, что в экспертных оценках в большей мере отражено представление о возможных положительных итогах миграционных процессов для России, однако объективный анализ складывающейся ситуации создает общий негативный фон a оценке фактора миграции трудовых ресурсов в современной России. Работающее население, респонденты практически также воспринимает все это, при этом преломляя свое восприятие через собственный опыт.

В частности, респонденты массового опроса показали свою озабоченность проблемой миграции при ответе на вопрос, как Вы считаете, мигранты создают проблемы для занятости коренного населения. Среди респондентов определенно уверенных, что в этом отношении мигранты создают проблемы оказалось более трети (34,7% опрошенных), и еще 46,7% считают, что проблемы мигрантами создаются в какой-то мере. Отсутствие таких проблем отметили всего 12,1% респондентов и 6,5% затруднились с ответом.

Это говорит о присутствии среди трудоспособного населения достаточно большой озабоченности возможным усилением конкуренции мигрантов на рынке труда, тем более что сегодня мигранты явно «сбивают» реальную стоимость рабочей силы в тех сферах деятельности, которые в последние десятилетия получили наибольшее развитие, но не связаны с реальным сектором экономики и, следовательно, не требуют от работников высокой квалификации, которая традиционно культивировалась в российской среде трудовых ресурсов.

Относительно этого участникам исследования было предложено ответить на вопросы: экспертам, в какой степени в различных сферах деятельности мигранты создают проблемы занятости для коренного населения, и респондентам массового опроса, в каких сферах деятельности больше всего заняты мигранты. В табл. 17 ответы экспертов представлены в виде средних значений по шкале от 1 – малая степень (проблемности), до 3 – большая степень, а ответы респондентов в % от общего числа опрошенных. Сравнение показателей Таблицы 16 дает представление о том, как корреспондируются экспертные оценки проблемности мигрантов в сфере занятости с мнением населения о распределении мигрантов по сферам занятости.

Сферы деятельности Степень проблемности мигрантов в оценках экспертов(коэфф.) Распределение мигрантов по сферам занятости в оценках респондентов(%)
1. Строительство 2,43 78,6
2. Торговля 2,39 62,2
3. Сфера услуг 2,03 36,1
4. Транспорт 1,92 31,1
5. Производственная сфера 1,70 19,0
6. Сельское хозяйство 1,70 19,7
7. Культуры, наука, образование 1,15 6,9
8. Медицина 1,14 3,3

Как следует из данных табл. 17, мнение экспертов и населения практически совпадает относительно того, что большинство мигрантов находят свое применение в сферах строительства, торговли и услуг. То, что эти сферы определяются в качестве зон, где создаются основные проблемы занятости для коренного населения, свидетельствует о следующем:

1) трудовые мигранты ориентированы на работу, не требующую высокого уровня образования и квалификации, но сферы деятельности, в которых они находят свое применение, достаточно стабильны в условиях развивающихся в России рыночных отношений;

2) представители коренного населения далеко не всегда согласны занимать рабочие места в этих сферах деятельности, так как часто это ведет к потере ранее полученной квалификации, хотя именно там наблюдается наибольшая потребность в рабочей силе;

3) работодатели в стремлении снизить собственные затраты на заработную плату готовы к найму иностранных рабочих, потребности которых относительно коренного населения минимизированы; это происходит даже вопреки национальным и региональным интересам и слабо регулируется действующим законодательством.

В исследовании участникам был задан вопрос, чем больше всего привлекают мигранты российских работодателей, ответы на который экспертов и респондентов массового опроса содержатся в табл. 18.

Эксперты Респонденты
1. Высокой квалификацией 7,1 4,6
2. Большим опытом работы 3,9 2,3
3. Низкими материальными запросами 86,5 81,5
4. Возможностью несоблюдения российского трудового законодательства по отношению к мигрантам 41,3 34,7
5. Экономией на уплате налогов и отчислений в пенсионные, страховые фонды 58,1 41,8
6. Покорностью, незащищенностью 46,3
7. Возможностью по отношению к мигрантам не соблюдать социальных норм 35,0

Характер распределения мнений участников исследования подтверждает вывод о том, что, прежде всего, мигранты привлекают российских работодателей по экономическим мотивам – своими низкими материальными запросами, что позволяет экономить на оплате труда и обеспечении нормальных социальных условий работникам, а также возможностью уклониться от официального оформления работников и не платить соответствующих отчислений в различные фонды, что само по себе является нарушением российского законодательства, но не является строгим сдерживающим фактором для недобросовестных работодателей в силу множества объективных и субъективных причин, изучение которых может стать предметом специализированного исследования. Интересно и то, что высокая квалификация и большой опыт работы в качестве привлекательных причин найма мигрантов российскими работодателями практически не рассматриваются участниками исследования.

Но найм мигрантов, многие из которых выходцы из нетипичных для России по своим социально-культурным особенностям регионов, сопряжен и с рядом проблем использования их труда. При ответе участников исследования на вопрос, с какими проблемами сталкиваются российские работодатели при использовании мигрантов, были получены следующие результаты.

Эксперты Респонденты
1. Слабое владение русским языком 58,8 51,0
2. Низкий образовательный уровень 52,3 55,9
3. Низкий профессионализм мигрантов 47,7 47,8
4. Иная ментальность, особенности национального поведения 31,4 30,2
5. Нормативные ограничения 30,7 17,7
6. Недостаточный уровень общей культуры 24,2 31,3
7. Трудности адаптации в другой социокультурной среде 13,1 14,1

Распределение мнений участников исследования, приведенное в
табл. 19 показывает, что все предложенные к оценке проблемы, связанные с использованием труда мигрантов, в достаточной мере актуальны и действительно создают работодателям определенные трудности, равно как и российским гражданам, работающим вместе с мигрантами. И здесь необходимо отметить, что если использование труда мигрантов является сегодня в определенных отраслях объективной необходимостью и потребностью в наиболее полном обеспечении рабочей силой (особенно в неквалифицированных видах труда), то государство должно выработать необходимые механизмы кадровой политики, обеспечивающие достаточный уровень социокультурной интеграции мигрантов в российскую среду трудовых ресурсов без ущерба отечественным национальным интересам.

Это интересно:  Лица получившие статус беженцев имеют право 2019 год

Но все-таки, как показывают результаты исследования, конкуренция мигрантов перед российскими гражданами на рынке труда пока не носит угрожающего характера, что, в частности, определяется и спецификой их основной занятости. На вопрос, приходилось ли им или их родственникам и знакомым сталкиваться со случаями предпочтения мигрантов перед российскими гражданами при приеме на работу, всего 12,4% респондентов массового опроса ответили, что такие случаи бывают часто и 18,1%, что такое случается редко. Более двух пятых (43,6%) опрошенных высказались, что таких случаев никогда не было, а 25,9% затруднились с ответом, что тоже является определенным показателем. Таким образом, в том или ином виде примерно треть респондентов все же отмечает факты предпочтения мигрантов перед российскими гражданами при приеме на работу, и хотя это и не носит пока систематический характер, все же необходимо данное обстоятельство учитывать при формировании и реализации региональной кадровой политики.

Пока поводов для беспокойства в этом отношении мало, о чем свидетельствует и распределение мнений участников массового опроса на вопрос, как Вы думаете, если их работодателю придется выбирать между наймом на одно и то же место российского гражданина или мигранта, кого он предпочтет. Всего лишь 6,3% респондентов высказались в пользу мигрантов при 49,1% – в пользу российских граждан. Но в тоже время 32,7% опрошенных считают, что это зависит от обстоятельств, а 11,9% затруднились с ответом. То есть при достаточно благоприятных для российских граждан условиях конкуренции с мигрантами на рынке труда все же остается возможность потери ими своих устойчивых позиций.

Это пока не отражается на социально-психологическом самочувствии российских граждан в сфере трудовых отношений. На вопрос, ощущают ли они лично в настоящее время опасность замещения их на рабочем месте работником – мигрантом, подавляющее большинство участников массового опроса (84,1%) ответили отрицательно. Очень мало респондентов (6,6%) высказались, что они это ощущают, но не остро. Что очень остро ощущают данную опасность для себя отметили только 2,6% респондентов при 6,7% затруднившихся с ответом.

Но при этом надо иметь ввиду, что миграционные процессы в России имеют устойчивую тенденцию к развитию и могут привести не только к решению некоторых существенных вопросов, где мигранты могут сыграть свою положительную роль, но и к обострению множества проблем. Поэтому необходимо заранее координировать действие механизмов государственной миграционной, социальной (особенно в сфере социально-трудовых отношений), национальной и кадровой политики с целью минимизации возможных негативных последствий миграционных процессов в современных российских условиях.

Проблемы трудовой миграции в современной России (Чхутиашвили Л.В.)

Дата размещения статьи: 08.09.2015

В современном мире трудовая миграция приобретает все более глобальное значение и является мощным стимулом развития мирового прогресса.

Одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств является Российская Федерация. В последние годы наблюдается тенденция к существенному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Российскую Федерацию. В 2013 году количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию, превысило 17,5 миллиона человек. Значительная часть мигрантов прибывает в страну в поисках работы.

Проблема использования иностранной рабочей силы в современной России является одной из наиболее сложных проблем. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранных работниках, но в то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социальной сфере, провоцировать национальные конфликты и обострять криминогенную обстановку в стране. Кроме того, нахождение в нашей стране многочисленных групп иностранных граждан (в среднем от 8 до 9 миллионов), пользующихся правом безвизового въезда, создает реальную угрозу возникновения незаконной миграции.

Нелегальные мигранты в современной России — это иностранные граждане, в основном из государств — участников Содружества Независимых Государств, законно въехавшие и впоследствии нарушившие срок законного пребывания и не покинувшие территорию Российской Федерации, понимая бесперспективность возвращения на родину, где их ждут безработица и низкий уровень жизни.

Перейдя в разряд нелегалов, трудовые мигранты осуществляют незаконную трудовую деятельность, образуют замкнутые сообщества, внутри которых царят криминальные порядки, нередко становятся на путь совершения преступлений.

Особую группу риска составляет молодежь, почти не владеющая русским языком и не готовая гармонично вписаться в социально-культурное пространство современного российского общества.

Данная категория иностранных граждан, находясь за рамками правового поля, лишается легитимной защиты в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве. Именно такие мигранты рискуют стать жертвами современной работорговли.

Сложившаяся в Российской Федерации миграционная ситуация требует от государства и общества серьезных усилий в области адаптации и интеграции иностранных граждан. Адаптация на основе знания русского языка, уважения к истории и культуре, традициям и жизненному укладу россиян, является эффективным средством гармонизации межнациональных взаимоотношений коренного населения и мигрантов.

Успешная работа по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, как показывает анализ международного опыта, невозможна без координирующей роли государства, соответствующего финансирования, а также при активном участии институтов гражданского общества.

Однако миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

К сожалению, в Российской Федерации:

— отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество;

— существуют сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство, которые затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов;

— непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов;

— отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции;

— действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей;

— требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности;

— слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

Патентная система, введенная в Российской Федерации с 1 января 2015 года, позволяет иностранным гражданам устраиваться на работу не только к физическим лицам, но и к юридическим лицам и частным предпринимателям. Иностранец, который найдет работу в компании, участвовавшей в квотировании, сможет получить разрешение на работу и работать без данного патента.

Патент на работу представляет собой разрешение на трудовую деятельность для иностранных граждан у физического лица. Патент выдается только тем временно пребывающим гражданам, для которых получение визы в России необязательно. Оформление патента регламентирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Это интересно:  Нужен ли миграционный учет при рвп 2019 год

С 1 января 2015 года на основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» каждый иностранец обязывается предоставить документы, которые могут подтвердить его владение русским языком, знание истории нашей страны и основ законодательства РФ. Такими могут выступать:

— сертификат о владении русским языком, истории и основ законодательства России;

— документ об образовании (не ниже основного общего), который был выдан на территории страны-республики, входившей в состав Советского Союза до 1 сентября 1991 года;

— документы об образовании (присвоенной квалификации), которые успешно прошли государственную и итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 года.

Согласно пункту 8 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС о заключении, а также расторжении с иностранным гражданином трудового договора (или иного документа) на выполнение работ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранец, осуществляющий трудовую деятельность в РФ, обязан представить лично или же направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный ФМС, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора.

При поступлении указанного договора ФМС проводит проверку регистрации работодателей или заказчиков работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Ежемесячная сумма, которую должен будет оплачивать иностранный гражданин, работающий по патенту в Москве, равна 4 тысячам рублей; в Санкт-Петербурге — 3 тысячам рублей. В других регионах страны стоимость патента будет составлять примерно 1300 рублей.

Патент на работу прекращает свое действие с истечением его годичного срока, а также если лицо не продлевает патент и не оплачивает авансовый платеж до установленной даты.

Если иностранный гражданин работает без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ). Если иностранный гражданин нанимается на работу без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Подводя итоги, скажем, что по мере накопления собственного и изучения зарубежного опыта работы с мигрантами, в миграционной политике Российской Федерации происходила эволюция подходов и корректировка целей.

Первый опыт работы позволил четче сформулировать цели, принципы и задачи миграционной политики России. В качестве первоочередных целей были зафиксированы: оптимизация миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Приоритетными задачами обустройства и оптимального вхождения мигрантов в российский социум признаны:

— защита прав и интересов мигрантов;

— соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий;

— организация миграционного контроля;

— регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

— создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к конкретному социально-экономическому положению.

С принятием новой Федеральной миграционной программы, предусматривающей основные направления социального обустройства мигрантов, деятельность органов государственной политики в решении проблем вынужденных переселенцев, их обустройства и социальной адаптации ведется по следующим направлениям:

— совершенствование законодательства в области миграции, создание правовой базы, определяющей взаимные права и обязанности мигранта и государства;

— защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;

— организация миграционного контроля, регулирование миграционных потоков;

— прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом месте жительства;

— прогнозирование миграционных процессов и формирование государственной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации, международной обстановки;

— разработка региональных и межрегиональных программ, организация их финансирования и выполнения;

— оптимальное распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции и контроль за их использованием;

— разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.

Со вступлением в силу 15 января 2007 года Законов N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поправок в Кодекс об административных правонарушениях, статьи Закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», с одной стороны, значительно облегчилась процедура легализации трудовых мигрантов, приезжающих на заработки в Российскую Федерацию; а с другой — введена процедура квотирования иностранной рабочей силы как мера государственного регулирования миграционных потоков.

Таким образом, сегодня Россия столкнулась с массовой миграцией иностранцев, не владеющих в должной мере русским языком и принесших с собой традиции, непривычные для русских регионов.

Многочисленная категория иностранцев, являющихся носителями иной культуры и языка, нередко вызывает негативную реакцию коренного населения и оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений. Наблюдается увеличение случаев проявления нетерпимости, ксенофобии и мигрантофобии, что зачастую используется разного рода националистами, готовыми перевести любой бытовой конфликт в разряд межэтнических противоречий и сделать поводом для уличных беспорядков.

Правозащитные организации и правоохранительные органы фиксируют огромное количество правонарушений, начиная от отказа приема на работу по этническому признаку и заканчивая нападениями, избиениями и убийствами лиц «неславянской наружности».

И ситуация будет усугубляться, если не принимать никаких мер. Проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро.

Поэтому, ставя задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, Российской Федерации необходимо:

1) создавать условия для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения их социальной защищенности;

2) облегчить процедуру получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также урегулировать правовое положение иностранных граждан:

— обеспеченность жильем по нормам, установленным действующим законодательством для данного региона;

— обеспеченность рабочим местом;

— обеспеченность социальной защитой по нормам, установленным действующим законодательством для конкретной социальной группы населения;

3) принять государственные программы адаптации и интеграции, а к организации таких программ привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации;

4) оказывать содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, усовершенствовать процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам;

5) принять Федеральный закон «Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», подготовленный ФМС России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направленный на закрепление в законодательстве основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации.

[Электронный ресурс] / URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf.

Поэтому принятие Федерального закона «Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» будет способствовать:

[Электронный ресурс] / URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/865/details/81610/.

— созданию инфраструктуры для адаптации и интеграции мигрантов в российское общество;

— координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере адаптации и интеграции мигрантов;

— снижению опасности возникновения социальной напряженности в обществе;

— противодействию сегрегации мигрантов и возникновению закрытых этнических анклавов;

— созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов мигрантов, обеспечению их безопасного и комфортного пребывания на территории Российской Федерации;

— оптимизации процессов на российском рынке труда;

— снижению уровня незаконной миграции;

— обеспечению межнационального согласия в российском обществе;

— популяризации русского языка и российской культуры за рубежом и формированию позитивного имиджа Российской Федерации.

Литература

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Проблемы трудовой миграции в России.

Описание

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ

I глава. Проблема трудовой миграции.

1.1. Проблема трудовой миграции в России.

Трудовая миграция является вполне естественным процессом характерным как для России, так и для стран всего мира. Под миграцией понимается перемещение людей через границы территориальных образований, связанное, преимущественным образом, с временной или постоянной переменой места жительства или места работы. По территориальному признаку различают внешнюю (международную) и внутреннюю миграцию, по целям – трудовую, учебную, экономическую и другие виды миграции. Благодаря миграции происходило развитие государств, осваивались земли, и обогащалась культура за счет обмена традициями. В XXI веке человечество вступило в эпоху глобализации мировых процессов, миграция охватила все континенты и страны, ее важнейшая особенность в современном мире – небывалая масштабность.

В российской экономике наблюдается заметная тенденция к увеличению привлечения иностранной рабочей силы. Такие работники привносят значительный вклад в ВВП страны, участвуя в производстве товаров и оказания услуг. Самые масштабные миграционные потоки направлены в Россию из государств — участников СНГ.

Самым популярным городом по привлечению большого количества мигрантов является Москва, так как это полифункциональный город. В связи с большим притоком рабочих повышается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается обеспеченность рабочими кадрами ряда отраслей. Но есть и негативные стороны, связанные с трудовой миграцией – это отток денежных средств из экономики государства. Все заработанные деньги мигранты отсылают на родину своим родственникам, дабы те лучше жили, а сами при этом проживают в антисанитарных условиях, что способствует распространению различных инфекционных заболеваний. Большинство мигрантов проживают на территории России нелегально, это является еще одной проблемой, так как встает вопрос коррупции и теневой экономики.

В России проблема миграции имеет свою историю. В 70-х и 80-х годах XX века для работы на конвейере на московские заводы АЗЛК и ЗИЛ в массовом порядке привлекались граждане Вьетнама. С мигрантами заключались четырёхлетние и шестилетние контракты, которые не могли быть расторгнуты по инициативе нанятых на работу. Вьетнамцы хорошо работали, почти не употребляли спиртных напитков и скупали советские товары ширпотреба, не пользовавшиеся спросом у местного населения. После распада СССР и последовавшего банкротства заводов, часть рабочих разъехались по СНГ и работали нелегально. [википедия]

На сегодняшний день миграция является практически неконтролируемым процессом. В Санкт-Петербурге каждый год привлекается примерно две тысячи рабочих, а по России, эта цифра равняется миллионам человек.

В стране наблюдается нехватка трудовых ресурсов, в связи, с чем привлекается все больше иностранных граждан. Как правило, они готовы выполнять грязную, тяжелую работу за маленькую заработную плату. Российские граждане на такие условия не согласны, а работодатели специально удерживают заработные платы на низком уровне, что в свою очередь приводит к еще большему увеличению притока мигрантов и к безработице среди местного населения. Такая сложившаяся ситуация приводит к социальной напряженности.

В основе трудовых отношений развитых стран лежит договорное регулирование, когда работник определяет с работодателем условия труда на равноправии и взаимоуважении. В данном случае с иностранными рабочими происходит следующее: мигранты являются бесправными для российского работодателя, становятся зависимыми от предпринимателя, и ими становится легко управлять. Это является конкурентным преимуществом иностранных граждан перед коренным населением.

Еще одним фактором формирования проблемы миграции является культурное расслоение между местными и иностранными гражданами. Современная история показывает, иностранные работники (в основной массе) не проникаются культурой той страны, в которой они осуществляют трудовую деятельность. Они продолжают жить по тем канонам, к которым привыкли. Привлечение мигрантов хорошо в том случае, когда будет происходить ассимиляция, то есть постепенное приобщение к культуре страны проживания. В противном случае неминуем социокультурный кризис.

Первый крупный прецедент между мигрантами и местными жителями произошел в 2010 году на манежной площади. Тогда собрались около 5 тысяч человек на митинг, посвящённый гибели болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Молодой человек погиб в ходе драки, произошедшей 6 декабря 2010 года между компанией футбольных фанатов и группой выходцев с Северного Кавказа. Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как покрывательство подозреваемых, что и спровоцировало протесты. Митинг на Манежной перерос в столкновения с милицией. В результате беспорядков пострадали более 10 человек, несколько десятков фанатов были задержаны. После беспорядков произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в городах России.

Непосредственным поводом для беспорядков послужили события 6 декабря 2010 года, на автобусной остановке произошёл конфликт между Егором Свиридовым и Асланом Черкесовым. 26-летний Аслан Черкесов из Кабардино-Балкарии серией выстрелов из травматического пистолета убил Егора Свиридова, и ранил его товарища. Во время драки также пострадали друзья Свиридова. В результате следственных мероприятий был задержан сам Аслан Черкесов, а также другие участники нападения — Нариман Исмаилов из Дагестана, Хасан Ибрагимов и Артур Алфибиев. Из пяти задержанных четыре участника драки были отпущены, а затем и вовсе покинули Москву, что в свою очередь вызвало возмущение общественности.

Относительно недавно подобная ситуация повторилась снова в южном округе Москвы, районе Бирюлёво-Западное. Поводом к событиям послужило произошедшее 10 октября 2013 года резонансное убийство местного жителя Егора Щербакова, в совершении которого подозревался мигрант-азербайджанец Орхан Зейналов. По предварительным данным, около 2 часов ночи 10 октября 2013 года, когда 25-летний Егор Щербаков и его подруга Ксения Попова возвращались домой, у подъезда их дома в Востряковском проезде к ним подошёл неизвестный мужчина, с которым у Щербакова завязался конфликт. В результате, которого Щербаков получил проникающее ранение в сердце и скончался на месте; неизвестный скрылся с места преступления.

Первый стихийный митинг прошёл 12 октября, в нём приняло участие около 40 человек. Собравшиеся люди потребовали закрыть расположенную в районе овощную базу, на которой работает большое число иностранных рабочих, а также ужесточить миграционное законодательство.

13 октября несколько десятков человек вышли на «народный сход» к торговому центру «Бирюза» на Булатниковской улице. Одним из организаторов схода был известный националист Александр Белов.

Затем, так как в толпе кто-то сказал, что в торговом центре работают мигранты, около 20 человек ворвались в фойе торгового центра, разбивая витрины и бросая файеры. Это привело к столкновениям с ОМОН.

В районе было нарушено транспортное сообщение. В народном сходе приняло участие, по разным оценкам, от 2000 до 6000 человек. Помимо «приезжих» недовольство местных жителей вызвали действия местных властей, в частности главы управы района Бирюлёво Западное Виктора Легавина и руководства 137-го отделения полиции. Высказывались требования создания «народных дружин» для поисков убийцы. Против подстрекателей и участников беспорядков возбуждено дело по обвинению в хулиганстве. В акциях приняли участие националисты, которые скандировали лозунги «Россия для русских», «Москва для москвичей» и «Россия, вперёд».

Вечером 13 октября протестующие разгромили плодоовощную базу «Покровская», принадлежащую ЗАО «Новые Черёмушки», на которой работали преимущественно мигранты. К овощебазе они подошли со стороны улицы Подольских Курсантов, предварительно перекрыв движение на ней. Численность участников шествия оценивалась в 1000 человек, хотя на территорию самой базы проникло значительно меньшее число лиц. Чуть ранее сообщалось, что ОМОН не допустил погрома на овощебазе. В Москве был введён план «Вулкан», предусматривающий особый режим мобилизации полиции. Была перекрыта Манежная площадь в центре Москвы.

Участники беспорядков избивали встретившихся им уроженцев Кавказа и Средней Азии.

Считается, что беспорядки в Бирюлёво стали самыми массовыми в России за последние годы

Статья написана по материалам сайтов: lexandbusiness.ru, referatbank.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Код 269664
Дата создания 16 апреля 2015
Страниц 55