+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Внешняя трудовая миграция из России 2020 год

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Специфическая разновидность выезда российского гражданина на работу за пределы РФ- это заключение трудового договора с зарубежным работодателем (нанимателем). Речь в данном случае идет о внешней трудовой миграции из России, или об экспорте российской рабочей силы. Ее следует отличать от эмиграции, т.е. переезда гражданина РФ на постоянное место жительства в зарубежную страну с отказом от гражданства РФ или без намерения возвратиться на родину.

Граждане РФ, выезжающие на работу за границу по трудовому договору, заключенному с зарубежными нанимателями, выходят (за некоторыми исключениями) из-под сферы действия российского законодательства. Факт наличия российского гражданства в данном случае не имеет значения. Па них распространяются трудовое законодательство страны приема, а также международные правила трудовой миграции, если, разумеется, государство приема мигрантов признает эти правила.

Факт выхода работников-мигрантов из сферы действия своего законодательства не означает, что государство происхождения полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, работающих за рубежом. В Конституции РФ (п.2 ст. 61) имеется -положение о том. что РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это закреплено и в ст. 4 Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 18 июля 1996 г. Она объясняет, что граждане РФ, пребывающие за ее пределами, находятся под защитой и покровительством РФ. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите ее 1раждан и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством РФ и международными договорами РФ.

Применение труда российских граждан на территории иностранных государств может иметь место вследствие возникновения трудовых отношений на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить но договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

В соглашениях о международной трудовой миграции, заключенных РФ с другими странами (например, ФРГ, Швейцария, Китай, Польша, Финляндия, Словакия) предусмотрено временное (обычно до одного года) направление граждан РФ на работу или на работу-стажировку в перечисленные страны с установлением ежегодных квот для российских гостей-рабочих. В каждом соглашении установлены определенные требования к соискателю временной работы (например, профессиональная подготовка, профессиональные навыки, опыт работы по специальности, возраст, состояние здоровья, знание языка и др.). По соглашениям набор на работу, стажировку или обучение проводит непосредственно, бесплатно ФМС РФ.

Негосударственные организации могут осуществлять деятельность, связанную с зарубежной миграцией, только по разрешению (лицензии) ФМС РФ и ее территориальных органов. Посредническая деятельность в области международной трудовой миграции может осуществляться только российскими юридическими лицами при наличии лицензии, контроль за соблюдением которой возлагается па ФМС РФ и ее территориальные органы.

Посреднические фирмы, получившие государственные лицензии на трудоустройство за рубежом, обязаны выполнять ряд требований, я частности, касающихся соблюдения прав трудящихся-мигрантов. Так, регистрация граждан, желающих найти работу за рубежом, а также предоставление им анкет должны осуществляться бесплатно. Взимание платы за трудоустройство, включая регистрационный сбор, не допускается. Это же относится к взиманию любых видов предоплаты за содействие в трудоустройстве. Не допускаются также отчисления от заработной платы трудоустраиваемого в пользу фирмы, оказавшей помощь в трудоустройстве.

Для российских граждан, выезжающих за рубеж на заработки, особое значение имеют международные правила, закрепленные в конвенциях о правах трудящихся- мигрантов, принятых ООП и МОТ.

Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) содержит следующие важнейшие положения:

запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений; установлено, что они пользуются не менее благоприятным обращением, чем, то, которое применяется к гражданам государства работы по найму. Это относится как к индивидуальным, так и к коллективным трудовым правам;

— трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму;

— в странах, где прием на работу трудящихся-мигрантов сопряжен ограничениями, эти последние должны перестать применяться к трудящимся- мигрантам, проживающим в стране трудоустройства более 5 лет;

— трудящийся-мигрант не должен лишаться права на проживание или получение работы или высылаться из государства приема только на основании невыполнения обязательств, вытекающих из трудового договора, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одно из условий получения разрешения на работу;

— по окончании пребывания в стране работы по найму работник- мигрант и члены его семьи имеют право перевести, все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свое личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработной платы и иных выплат;

— государства работы по найму должны в случае необходимости выдавать работникам-мигрантам разрешения на временное отсутствие в стране приема, учитывая их особые потребности и обязанности в отношении государства происхождения. Это не должно влиять на разрешение на пребывание и на работу в стране приема;

— в случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака государство работы по найму должно положительно решить вопрос о предоставлении членам семьи этого мигранта разрешения на жительство;

— работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

Конвенция ООН следующим образом решает вопрос о пребывании работника-мигранта в стране приема, если его трудовая деятельность по тем или иным причинам прекращается до истечении срока разрешения на пребывание в стране. Здесь предусмотрены два варианта:

1. Работники-мигранты, которым разрешено свободно выбирать вид трудовой деятельности, не считаются утратившими постоянный статус или выданное им разрешение на жительство, если они прекращают работу. Разрешение на жительство не аннулируется, по крайней мере, па протяжении срока, в течение которого они могут иметь прав» на получение пособия по безработице.

2. Работники-мигранты, которым не разрешено свободно выбирать трудовую деятельность, не теряют разрешения на жительство в случае прекращения их трудовой деятельности до истечения срока разрешения на работу, за исключением случаев, когда в разрешении на жительство специально оговаривается конкретная трудовая деятельность, для занятия которой они были допущены. Такие работники имеют право на поиски другой работы по найму, участие в общественных работах, на переподготовку в течение оставшегося периода действия их разрешения на работу.

Работник-мигрант, имеющий право на постоянное жительство, и члены его семьи не высылаются из страны приема, если работник-мигрант не в состоянии продолжать свою работу из-за болезни или увечья. Государство может предусмотреть, что эта норма применяется к мигрантам, только если они проработали в стране приема в течение определенного периода (не свыше 5 лет) со дня выдачи разрешения на постоянное проживание.

Экземпляр трудового договора должен передаваться работнику-мигранту до его отъезда или в момент прибытия в страну работы по найму. Он должен извещаться в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стране трудоустройства. Трудовой контракт должен содержать определенные гарантии защищенности работника. Среди них непременно: условия труда, жизнеобеспечения и процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб.

Размер заработной платы мигрантов (тарифная ставка, должностной оклад, премиальные и прочие надтарифные надбавки) определяется главным образом в индивидуальном трудовом контракте и зависит от «рыночной цены» работника и многих других. факторов. Максимальный размер заработной платы законом не ограничивается, но в тех странах, где установлен государственный общенациональный минимум заработной платы (США, Канада, Франция, Испания, Израиль, Аргентина), она не может быть менее этого минимума. В каждой стране существует особый порядок определения и изменения государственного минимума заработной платы.

Невыплата заработной платы дает работнику право расторгнуть трудовой договор. Такое решение работника расценивается как прекращение трудового договора по вине предпринимателя, который обязан выплатить работнику возмещение ущерба.

Исходя из общепризнанного положения международного права о том, что физические лица не должны подвергаться налогообложению в отношении одних и тех же доходов одновременно на территории страны выезда и страны приема, Россия заключила со многими странами зарубежья договоры об устранении двойного налогообложения (США, Австрия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Кипр и др.).

Во всех странах предусмотрены еженедельные дни отдыха, праздничные дни и ежегодные оплачиваемые отпуска.

Стаж работы по найму за границей российских работников-мигрантов устанавливается по документам, легализованным МИД РФ. Документом, удостоверяющим трудовой стаж за границей, необходимый для получения пенсии по старости, может быть заверенная должным образом копия трудового договора или документ налоговой службы об уплате в период работы за рубежом страховых взносов. В отношении легализации в РФ иностранных документов действуют общие правила о легализации таких документов. Общее правило состоит в том. что консул РФ в соответствующем государстве делав! на документе специальную надпись, которая удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консульская легализация заключается не только в засвидетельствовании подлинности подписи, но и в удостоверении соответствия документов и актов законам соответствующего государства.

Это интересно:  Трудовой договор с мигрантом для ФМС 2020 год

Участники Гаагской конвенции 1961 г (Россия участвует) договорились отменить требование консульской легализации иностранных документов. Вместо такой легализации предусмотрено выполнение единственной формальности: проставление особого штампа-апостиля — органами государства, выдавшего удостоверяемый документ. Апостиль это единая для всех государств-участников указанной конвенции, удостоверительная надпись на документе. Она проставляется на самом документе или на отдельном скрепляемом с ним листе.

Внешняя трудовая миграция

Трансформация российской экономики на рыночной основе позволяет нашей стране включиться в процессы международной трудовой миграции. Интеграция России в международный рынок труда предполагает развитие внешней трудовой миграции. Внешняя трудовая миграция – это добровольное перемещение на законных основаниях людей, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с целью осуществления трудовой деятельности. Субъектами внешней трудовой миграции являются люди, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются. Внешняя трудовая миграция связана с привлечением на работу иностранных работников и направлением своих граждан на работу в другие страны.

Влияние миграции на социально-экономическое развитие страны

К ее положительному влиянию следует отнести то, что мобильность трудовых ресурсов в процессе миграции способствует экономическому росту. Свободному передвижению людей не только внутри страны, но и за ее пределами, поиску наиболее выгодного применения профессии, знаний, опыта. Если среди иммигрантов преобладают люди трудоспособного возраста и они находят работу, то меняется соотношение между работающим и неработающим населением.

Вместе с тем миграция вызывает отрицательные последствия. Она может создать социальную напряженность в стране или в отдельном ее регионе. Миграция может привести к росту безработицы, обострению жилищной проблемы, увеличению стоимости жилья, значительному увеличению нагрузки на объекты социальной инфраструктуры, прежде всего на государственные дошкольные, школьные и медицинские учреждения, росту цен на товары и услуги, развитию теневой экономики. Миграция может способствовать проникновению наркотиков, торговле оружием, ведению нелегальной деятельности, росту преступности. Возникают преступные этнические группировки.

Итак, последствия миграции могут быть одновременно положительными и отрицательными. Так, эмиграция способствовала сокращению российского населения. С другой стороны, иммиграция частично компенсировала его естественную убыль. Плотность населения на один квадратный километр невелика. Поэтому иммиграция может привести к более плотному заселению российской территории, что окажется благоприятным фактором экономического развития страны или региона. С другой стороны, компактное расселение иммигрантов, коренные представители которых не проживали в России, может привести к постепенному вытеснению коренного населения, что вряд ли следует относить к положительным последствиям миграции. Эта проблема является актуальной для приграничных районов с Китаем и Казахстаном, которые пополняются китайцами, казахами, таджиками, туркменами, афганцами.

Незаконная миграция

К отрицательным последствиям следует отнести незаконную миграцию, в основе которой лежит нарушение миграционного законодательства. Субъектами незаконной миграции являются неконтролируемые и нелегальные эмигранты, незаконные иммигранты. К неконтролируемым эмигрантам относятся российские граждане, выезжающие через территорию стран ближнего зарубежья в другие страны. Нелегальные эмигранты – это российские граждане, которые нелегально выезжают из нашей страны. Незаконными иммигрантами являются иностранные граждане и люди без гражданства, въезжающие в Россию нелегально, по недействительным документам или без документов, объявленная ими цель въезда не соответствует их намерениям.

Из-за отсутствия статистических данных трудно объективно оценить численность незаконных мигрантов. Многие эксперты считают, что существует высокий уровень незаконной миграции. Их депортация требует значительных финансовых средств. Основные потоки незаконной миграции на въезд в нашу страну идут на границе с Китаем, Монголией, Казахстаном. Основное количество незаконных мигрантов выезжает из нее через границу с Украиной, странами Балтии, Финляндией. Проникают незаконные мигранты в пунктах пропуска в Москве и Санкт-Петербурге.

К факторам, влияющим на приток нелегальных мигрантов, относятся открытость границ с некоторыми странами ближнего зарубежья, недостаточный контроль на участках границы и за визовым режимом въезда иностранцев. Нелегальной миграции способствует удобное географическое положение России для транзита из азиатских стран в европейские страны. В ней существует возможность трудоустроиться и более устойчивое экономическое положение по сравнению с рядом стран, из которых приезжают незаконные мигранты.

Для предотвращения незаконной миграции введен иммиграционный контроль, который осуществляется в пунктах пропуска через границу. Основными задачами иммиграционного контроля являются контроль за въездом иностранных граждан и лиц без гражданства, их идентификация, регистрация, учет, рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, осуществление мер по предупреждению незаконной миграции и организация депортации иностранцев. Предусмотрена выдача разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы для работы в нашей стране. Устанавливаются квоты на ее привлечение. Однако эти меры пока не дают нужного эффекта.

Возникновение трудовой миграции и ее современное состояние. Внешняя трудовая миграция в России и причины ее роста

План

1. Возникновение трудовой миграции и ее современное состояние. Внешняя трудовая миграция в России и причины ее роста. 5

2. Роль международных организаций в регулировании трудовой миграции. 12

3. Трудовая миграция в зарубежных странах, цели и причины.. 15

Список литературы.. 20

Введение

Под миграцией в узком смысле понимают переселение, то есть перемещение людей через границы административно-территориальных образований, завершающееся сменой постоянного места жительства; в широком смысле – это всякое (независимо от цели, регулярности и продолжительности) перемещение из одного населенного пункта в другой. Лица, совершающие такие перемещения, называются мигрантами.

Миграционные процессы (механическое прибытие и выбытие населения) вызываются различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами и связаны с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни.

Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, работающих подростков моложе трудоспособного возраста.

Вследствие существенных различий в темпах прироста населения в последнее время усилилась диспропорция в распределении населения между основными группами стран. Это ведет к концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах.

Как демографическое омоложение населения (развивающиеся страны), так и его демографическое старение (развитые страны и государства с переходной экономикой) влекут за собой негативные последствия для динамики трудовых ресурсов.

Экономически активное население состоит из занятого населения и безработных, ищущих работу. Доля экономически активного населения в общей численности взрослого населения (15 лет и старше) колеблется от 60 до 70% в развитых странах и государствах с переходной экономикой и от 45 до 55% — в большинстве развивающихся стран.

В отраслевой структуре рабочей силы продолжает сокращаться доля, а нередко и абсолютная численность занятых в сельском хозяйстве, одновременно увеличивается доля работников умственного труда (специалистов и служащих). В высокоразвитых странах растет доля занятых в сфере услуг.

Мировой рынок труда складывается из экспорта и импорта рабочей силы. Под международной (внешней) миграцией трудовых ресурсов понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. Выделяют безвозвратную, временно-постоянную и сезонную миграции. Во второй половине ХХ века сложилось несколько центров притяжения международной миграции трудовых ресурсов – Западная Европа, США и Канада, нефтеперерабатывающие страны Западной Азии.

Возникновение трудовой миграции и ее современное состояние. Внешняя трудовая миграция в России и причины ее роста

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков трудоспособного возраста.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 году – 105 стран.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией трудовых ресурсов) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым эмигрантам не относятся коммерсанты, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

-трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

-трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;

Это интересно:  Пособие беженцам в России 2020 год

4) маятниковая (челночная, приграничная) — ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы для работы в соседней стране, называют рабочими – фронтальерами;

5) нелегальная – незаконный въезд в другую в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;

«утечка умов» — международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта). [1]

Размеры международной миграции трудовых ресурсов неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн. человек.

Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1-1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.

Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно – к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции – США и Западную Европу – были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран – членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке[2]

Говоря о вопросе установления случаев осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешения на работу, следует отметить, что на сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 г., которое устанавливает перечень случаев, когда иностранным гражданам разрешается работать за пределами территории субъекта РФ, в котором они получили разрешение на трудовую деятельность или проживание. Предусмотрено, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий – на территории которого разрешено временное проживание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу в случае: направление в служебную командировку сроком не более 10 календарных дней; если постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено в трудовом договоре. При этом общая продолжительность такой деятельности не может превышать 60 календарных дней. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание в случае: направление в служебную командировку сроком не более 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев; если постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено в трудовом договоре. При этом общая продолжительность такой деятельности не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Списки профессий и работ, при выполнении которых иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу или разрешение на проживание, устанавливаются Рострудом. [3]

Во второй половине ХХ в. сложилось несколько центров притяжения трудовой миграции.

1) Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитывалось свыше 20 млн. иммигрантов. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и другие) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался в 180 тыс. человек в год.

Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: Люксембурге – 30,0; Швейцарии – 29,6; Германии – 8,0; Бельгии – 7,5; Австрии – 6,2; Швеции – 5,8; Франции – 5,2; Англии – 3,4.

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:

-необходимость внедрения трудосберегающих технологий;

-перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;

-недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

2) Нефтеперерабатывающие страны Западной Азии.

Этот центр притяжения международной трудовой миграции возник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг. оценивалась в 5-6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.

В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %: Катар – 92, ОАЭ – 89, Кувейт – 86, Оман – 70, Саудовская Аравия – 60, Бахрейн – 51.

Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене – 7,3; Египте – 5,2; Турции – 4,3; Пакистане – 3,8. Еще одним центром миграции (формально этнический, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.

3) США и Канада. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в середине 90-х гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный период оценивался в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.

Важнейшими целями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы).

Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам.

Так, в соответствии с законодательством США 1990 года ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей.[4]

Россия вышла на международный рынок труда на рубеже 80 – 90-х гг. В середине 90-х гг. в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Наибольшая (до половины) часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы – Австрию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии.

Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долл.

Несмотря на значительное увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2% занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Ростовской , Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).

Приток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда. Так, в 1996 г. 60% иностранной рабочей силы было занято в строительстве, 8,9% — в сельском хозяйстве, 7% — на транспорте.

Внешняя трудовая миграция в России: минимизация экономических потерь, обеспечение безопасности

Трудовая миграция российских граждан осуществляется в условиях современной глобальной миграции и характеризуется:

  • • кризисом управления миграционными процессами на государственном и межгосударственном уровнях;
  • • несовершенством механизмов межгосударственного миграционного взаимодействия;
  • • обострением противоречий между странами исхода и приема трудовых мигрантов, а также между интересами отдельных государств и правами человека и гражданина;
  • • распространением дискриминационных мер в отношении трудящихся-мигрантов и др.
Это интересно:  ФМС санкт петербург горячая линия 2020 год

В этих условиях внешние трудовые мигранты вынуждены решать проблемы экономического и криминального характера, соблюдения прав человека. Россия предпринимает усилия в преодолении трудностей регулирования внешней трудовой миграции. Следует отметить, что в стране сложилась правовая база для регулирования внешней трудовой миграции, основанная на положениях

Конституции РФ, Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации» 1 (закрепил право российских граждан на профессиональную деятельность за границей), других законодательных и подзаконных актов, определяющих порядок выезда и въезда, трудоустройства российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Под занятостью следует понимать деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона).

Привлечение на территорию России иностранных работников является приоритетным правом России и осуществляется в установленном порядке (ст. 17 Закона). В то же время лицензирование деятельности по трудоустройству российских граждан за пределами территории России осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в установленном порядке (ст. 18 Закона).

Среди важных аспектов российской миграционной политики, направленной на развитие экспорта своих работников, выделим [1] [2] : а) реализацию российскими гражданами прав на свободу передвижения; б) гарантию защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом; в) обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Главные задачи связаны с созданием надежной системы социальной защиты трудящихся-мигрантов в период их работы за рубежом и по возвращении в Россию, а уже на этой основе — механизма эффективного управления выездом россиян на работу за рубеж для ослабления отрицательных последствий внешней трудовой миграции для государства и россиян. В этой связи совершенствуется институт лицензирования деятельности посреднических организаций, занимающихся трудоустройством россиян за рубежом [3] . Введены нормы, обязывающие организации-лицензиаты при необходимости оказывать гражданам услуги по получению разрешений на работу, установленных законодательством принимающих государств. Уголовное законодательство с 2006 г. пополнилось нормой ответственности за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).

Принципиальное значение для России имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно и предоставление налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей трудовой деятельности.

По результатам мониторинга современного состояния и прогнозирования тенденций развития внешней трудовой миграции, выполненного при участии экспертов ФМС России [4] [5] , установлено следующее. В целях дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка требуется (по опыту зарубежных стран) принятие таких мер, как:

  • • введение специальных депозитных счетов;
  • • продажа земельных участков под строительство;
  • • выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
  • • создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
  • • открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
  • • создание специального пенсионного фонда и др.

Одним из важнейших направлений миграционной политики является международное сотрудничество России по вопросам внешней трудовой миграции. В условиях глобализации практически невозможно разрешить возникающие проблемы в этой области без гармонизации национальной миграционной политики с международными нормами. Для этого требуется заключение соответствующих соглашений, регламентирующих положение иностранных работников, процедуры въезда-выезда граждан, визового и пограничного оформления и др. Актуальной задачей представляется более активное участие России в акциях, направленных на упорядочение международных миграционных процессов, расширение практики заключения межправительственных соглашений в области внешней миграции.

Следует отметить, что внешняя миграция высококвалифицированных специалистов из России в 90-е годы в большинстве случаев осуществлялась в рамках этнической миграции, как правило, безвозвратной. Однако в последние годы этническая специфика данного процесса утрачивает свою актуальность, а ее объем и направления остаются весьма стабильными.

Анализ этнической образовательной эмиграции показывает, что среди выезжающих высока доля высококвалифицированных специалистов, труд которых востребован на международном рынке, с одной стороны, мобильных, с другой — легко адаптирующихся к новым условиям жизни. Так, среди российских граждан, выехавших в те годы в Австралию, высшее и незаконченное высшее образование имели 60%, в Канаду — 59, в США — 48, в Израиль — 32,5%. В общем количестве выехавших в ФРГ и Израиль 79,3% составляли лица, занятые в науке и образовании. При этом у 40,5% иммигрантов, прибывших в Израиль из постсоветских государств, общий срок обучения составлял 13 лет и более (аналогичный образовательный уровень имеют только 24,2% местных жителей), число инженеров и ученых более чем вдвое превышало число местных учителей или специалистов, имеющих высшее и среднее специальное медицинское образование.

К концу первого десятилетия XXI в. отмечается возрастание количества специалистов, выезжающих по временному контракту. Многие ученые и молодые исследователи стремятся повышать уровень своего образования и работать в сфере науки за рубежом. Их отъезд расценивается как временная трудовая миграция по контракту, однако большинство уезжает безвозвратно. По выводам экспертов ФМС России, масштаб выезда по временным контрактам, на стажировку и учебу превышает масштаб выезда ученых на постоянное место жительства в 3—5 раз, а большинство работающих по контрактам россиян (порядка 80%) трудится в США.

По оценке председателя профсоюза научных работников России В. Калинушкина, за 10 лет от 500 до 800 тыс. российских ученых покинули страну для работы за рубежом. Западные оценки: максимальная цифра составляет 200 тыс. ученых, а по результатам исследования Гарвардского университета после 1991 г. Россию покинули 10—30 тыс. ученых 1 .

Причины массового выезда за рубеж российских ученых и специалистов очевидны. Прежде всего, это резкое сокращение государственных ассигнований на научные исследования и разработки. Только в 1992—2001 гг. доля расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в России снизилась с 0,5% до 0,25% ВВП. В советскую эпоху эта цифра никогда не опускалась ниже 2% ВВП. В США тот же показатель составляет 2,7% ВВП.

Средняя заработная плата ученых в России, по крайней мере, на 30% ниже средней заработной платы в стране. Например, ее уровень в 2002 г. составлял в среднем 60—100 долл, в месяц, тогда как средняя месячная оплата труда ученых в США составляет 5—8 тыс. долл., что обусловливает массовый отток российских специалистов из сферы академической и прикладной науки. В результате численность ученых в России в 1992—2007 гг. уменьшилась более чем в 2,5 раза [6] [7] . Резко сократился приток молодежи в науку, а средний возраст ученых в 2003 г. составлял 50 лет [8] .

По географическому признаку миграция российских ученых ориентирована, прежде всего, на США, страны Евросоюза, Канаду и Австралию. Значительной остается эмиграция из России ученых и специалистов в Китай, Южную Корею, КНДР, Бразилию, Аргентину, Мексику, ряд арабских стран. Если ранее на контрактной основе в эти страны направлялись преимущественно преподаватели, врачи и инженеры-практики, то в последние годы наибольшим спросом на их рынках труда пользуются ученые и специалисты в области фундаментальных и прикладных исследований. Причем максимальная заинтересованность наблюдается в специалистах фундаментальных наук с высшим образованием, военно- промышленного комплекса и технологий «двойного» назначения.

Анализируя процессы миграции высококвалифицированных специалистов, современные исследования редко затрагивают проблемы, связанные с новыми формами мобильности кадров, таких как outsourcing, когда специалист (ученый, исследователь), фактически не покидая территории страны проживания, работает в интересах другого государства. Outsourcing — быстро развивающаяся форма экономической деятельности, связанная со стремительным ростом интернет-индустрии и 1Т-компаний.

В то же время в России широко распространено офшорное программирование [9] , которое осуществляется в трех основных формах: контрактация, т.е. наем работников за пределами компании (в том числе в других странах) для выполнения определенных видов работ или решения конкретной задачи; открытие филиалов компаний за рубежом, куда нанимаются местные специалисты; временный наем специалистов из-за рубежа для выполнения ими работы в материнской компании (в данном случае outsourcing аналогичен контрактной трудовой миграции).

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lektsii.org, studref.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector