+7 (495) 268-06-74  Москва

+7 (812) 309-49-21  Санкт-Петербург

8 (800) 333-88-93  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Нужно ли белорусам разрешение на работу 2020 год

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года – вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки – уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Это интересно:  Вкс разрешение на работу необходимые документы пакет 2020 год

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Работа в России «по белому». Что нужно знать белорусу?

Российский рынок труда по-прежнему остается наиболее привлекательным для белорусов. Отсутствие языкового барьера, границы, более высокие доходы, нежели на родине, – все это стимулирует наших соотечественников выезжать на заработки в Россию.

Легко ли преодолеть всевозможные бюрократические препоны на пути к получению официальной работы в России? Корреспондент портала interfax.by изучил этот вопрос.

Белорусам можно работать без разрешения!

Условия для приема на работу иностранцев в России достаточно жесткие – наши соседи старательно защищают национальный рынок труда. Это если официально. В результате счет работников-нелегалов идет на сотни тысяч, если не на миллионы. Однако общая тенденция не распространяется на белорусов – устроиться на работу в России (официальную!) гражданину нашей страны не сложнее, чем у себя на родине. Это регламентируется целым рядом документов и соглашений.

Это интересно:  Режим работы разрешения на оружие 2020 год

В частности, решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» было установлено, что «действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется». То есть уже этим документом подтверждалось, что белорусы трудоустраиваются в России на тех же основаниях, что и граждане РФ.

А 11 июля 2011 года российская Дума ратифицировала «Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей», подписанное Россией, Беларусью и Казахстаном. В нем еще раз подтверждено, что гражданам Беларуси не требуется специального разрешения на работу в Российской Федерации, и такой же «бонус» предоставлен гражданам Казахстана. Вступает он в силу 1 января 2012 года.

Трудящийся-мигрант: минимум документов

Именно трудоустройство этой категории граждан регламентирует вышеупомянутое соглашение. Речь идет о людях, являющихся, в нашем случае, гражданами Беларуси, законно находящихся и на законном основании осуществляющих трудовую деятельность на территории России, но не проживающих там постоянно. А, допустим, отправившихся туда на заработки.

По соглашению, для заключения трудового договора достаточно предоставить работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством, а также документ, подтверждающий законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства.

Документы, необходимые для трудоустройства в России перечислены в статье 65 Трудового кодекса РФ. Это:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка – белорусская трудовая книжка старого образца (1974 года) подходит. Если у вас ее нет, вам заведут ТК российского образца;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (обратите внимание на то, что категория граждан, постоянно не проживающих в России, не подлежит обязательному пенсионному страхованию);
  • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (если это необходимо).

«Бессрочная» временная регистрация

Что же касается документа, подтверждающего законность нахождения в России, то белорусам его иметь при устройстве на работу необязательно. Так как подтверждать нечем: миграционные карты гражданам Республики Беларусь не выдаются, а трудящиеся-мигранты и члены их семей освобождаются от регистрации в течение 30 суток с даты въезда в Россию. Более того: требование работодателя о предоставлении регистрации временного пребывания или проживания является незаконным.

Если 30-дневный срок пребывания в России истекает, а вы еще не устроились на работу, то необходимо оформить временную регистрацию – встать на миграционный учет в управлении Федеральной миграционной службы. Для этого необходимы документ, удостоверяющий личность гражданина России (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны, и документ, удостоверяющий вашу личность. Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в Россию, может служить проездной документ (письмо ФМС РФ ОТ 21.01.2005 г. № МС-2/559).

Принимающая сторона на основании предъявленных белорусским гражданином документов заполняет специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в управлении ФМС РФ либо отсылает его по почте. Взамен получает отрывную часть уведомления, которая и передается гражданину Беларуси в качестве документа о законности пребывания в России.

Что же касается дальнейшего нахождения белоруса в РФ на законных основаниях, то о его «легализации» должен позаботиться работодатель. По соглашению, срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия его трудового договора с работодателем. А трудовой договор, кстати, может быть бессрочным. Правда, временную регистрацию необходимо продлять ежегодно – в управлении ФМС.

Сколько платить налогов?

Стандартная ставка подоходного налога в России – 13%. Однако для нерезидентов она значительно выше – 30%. Для того, чтобы стать налоговым резидентом в Российской Федерации, необходимо проработать в этой стране не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году. Вне зависимости от того, будет это одно место работы или несколько. В таком случае ставка подоходного налога обычно пересматривается за весь период пребывания плательщика на территории России и производится перерасчет.

Социалка: без страховки, но с медициной

Согласно межправительственным соглашениям России и Беларуси, граждане нашей страны, временно пребывающие в России и работающие там по трудовым договорам, имеют равные права с россиянами на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Скорая и неотложная медицинская помощь гражданам Беларуси должна оказываться в том же объеме, что и гражданам России.

Но в то же время, учитывая, что доходы белорусов, имеющих временную регистрацию в России, не облагаются страховыми взносами, они не подлежат обязательному медицинскому страхованию и соответствующие полисы им не выдаются.

Также в «Соглашении о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» указано, что дети трудящихся-мигрантов имеют право посещать дошкольные учреждения и получать образование согласно законодательству государства трудоустройства.

Это интересно:  Работа гражданам украины без разрешения на работу 2020 год

Почта «СОЮЗа»

Работа

Какие документы нужны белорусу для трудоустройства в России?

«Здравствуйте! Собираемся с братом в Россию, хотим на лето устроиться на сезонную работу. Подскажите, какие документы нужны для этого и сколько дней можно находиться в России без регистрации? Максим Соловьев».

Для осуществления трудовой деятельности на территории России белорусским гражданам необходимо иметь при себе паспорт, договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор, заключенный с медицинской организацией в субъекте Российской Федерации по месту осуществления трудовой деятельности. Необходима также медицинская справка, подтверждающая отсутствие заболевания наркоманией, инфекционными болезнями и ВИЧ-инфекции.

Полный перечень документов для сезонной работы в России необходимо уточнить у работодателя с учетом возможных дополнительных требований к квалификации, опыту и т.д.

В соответствии с действующим Соглашением об обеспечении равных прав граждан белорусы могут находиться на территории России без регистрации 90 дней. В случае если белорусский гражданин намерен находиться в РФ свыше 90 дней, он обязан зарегистрироваться либо оформить разрешение на временное либо постоянное проживание в России. Для урегулирования данных вопросов необходимо обращаться в территориальное подразделение Федеральной миграционной службы РФ по месту предполагаемой регистрации в РФ.

Правила

Может ли россиянин навестить друзей, проживающих в Беларуси в пограничной зоне?

«Добрый день! Наши белорусские друзья раньше проживали в Витебске, а недавно по семейным обстоятельствам переехали в населенный пункт, который расположен в пограничной зоне. Можем ли мы, будучи россиянами, навестить их и что для этого необходимо? Спасибо,Ирина Никольская. Москва».

Чтобы навестить своих друзей, вам необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий уплату госпошлины, а также специальный пропуск, выданный органами пограничной службы. Основанием для выдачи спецпропуска являются ваше письменное заявление, а также заявление ваших друзей, родственников или организации, ходатайствующей о приглашении. Пропуска выдаются в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления, но в отдельных случаях, подтвержденных соответствующими документами, этот срок может быть сокращен.

Пропуска выдаются гражданам, достигшим 16-летнего возраста. Въезд, временное пребывание и передвижение в пограничной зоне граждан, не достигших 16-летнего возраста, разрешается только в сопровождении совершеннолетних, в пропуска которых вносятся сведения об этих лицах.

При наличии паспорта и пропуска вы имеете право свободно передвигаться в пределах территории, указанной в пропуске. Обратите внимание, что срок действия пропуска не должен превышать сроков действия документа, удостоверяющего личность, и разрешения на временное пребывание в Беларуси. Справочные телефоны по выдаче пропусков, форма заявления на въезд в пограничную зону для иностранных граждан, перечень счетов для оплаты госпошлины, а также вся подробная информация по правилам въезда в пограничную зону размещена на сайте Государственного пограничного комитета Республики Беларусь в разделе «Граница и пограничная зона».

Информация

Как белорусу, проживающему в России, подать электронный запрос в Посольство Беларуси в РФ?

«Я белорус, но сейчас временно проживаю и работаю в Калужской области. У меня возникли некоторые вопросы, на которые хотелось бы получить консультацию в Посольстве Беларуси в России. Могу ли я подать в посольство электронное обращение или мне надо приезжать в Москву. Обязаны ли мне ответить и в какие сроки?Антон Смолич».

Электронные обращения граждан должны содержать фамилию, имя и отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина; адрес его места жительства (места пребывания); изложение сути обращения; адрес электронной почты заявителя. При несоблюдении этих требований электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения.

Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней со дня, следующего за днем регистрации обращения в посольство, а требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. Ответы на электронные обращения направляются в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в электронном обращении, либо в письменном виде на адрес места жительства (места пребывания) гражданина или места нахождения юридического лица в случаях, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц».

На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если: заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты; в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ. Ответ посольства на

Статья написана по материалам сайтов: www.interfax.by, rg.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector